За полтора месяца до начала Великой Отечественной войны, 5 мая 1941 года, в Москве родились три брата-близнеца – Александр, Анатолий и Михаил Рагулины. Еще не научившись ходить, они совершили свой первый, причем продолжительный, выезд из столицы: вместе с мамой Софьей Викторовной отправились в эвакуацию – сначала в Кемерово, затем в Алма-Ату.
В дальнейшем поколесить им довелось предостаточно. Все трое стали хоккеистами, хотя прочили им скорее артистическую карьеру. Ведь они занимались в музыкальной школе: Саша по классу контрабаса, Толя – фортепиано, Миша – виолончели. Были у них успехи и в живописи. Но и спортивные задатки близнецов проявлялись уже тогда, и они выступали за сборную школы в разных дисциплинах. А затем стали играть за команду завода «Каучук», причем в разных амплуа: Анатолий вратарем, Александр – защитником, Михаил – нападающим.
Первым из них в команде высшей союзной лиги – воскресенском «Химике» — в сезоне 1957/58 дебютировал Александр. С 1959 года по 1962-й три брата играли в этом клубе вместе. Анатолий провел там пять сезонов. По итогам двух из них включался в официальный список четырех лучших голкиперов страны, который составлялся Федерацией хоккея СССР: в 1961 году вместе с Николаем Пучковым (ЦСКА) и Владимиром Чиновым («Динамо»), в 1963-м – с Борисом Зайцевым («Динамо») и Виктором Толмачевым (ЦСКА) и в обоих случаях – с горьковским торпедовцем Виктором Коноваленко. Затем вместе с перешедшим в ЦСКА за два года до того Александром стал чемпионом СССР в составе армейцев, дебютировал в сборной страны в матче с Канадой (советская дружина взяла верх – 5:1). После чего на три года объединился в «Крыльях Советов» с братом Михаилом, который переквалифицировался со временем в защитника.
По окончании игровой карьеры Михаил Рагулин стал тренером по флорболу, Анатолий — инструктором по спорту, более 20 лет вел работу в отряде космонавтов.
К сожалению, двое из уникального трио близнецов до 75-летнего юбилея не дожили. Анатолий Павлович ушел от нас совсем недавно – 24 апреля. Александра Павловича не стало в 2004-м.
Хоккейная карьера у Александра Рагулина получилась феноменальной. В 1972 году он, а также Виктор Кузькин, Виталий Давыдов и Анатолий Фирсов стали первыми в мире этого вида спорта трехкратными олимпийскими чемпионами. В дальнейшем к ним присоединились лишь двое – Владислав Третьяк и Андрей Хомутов. А в 1973-м Александр Павлович первым завоевал десятую медаль чемпиона мира – это достижение повторил затем только Третьяк.
«В командах игроки друг друга по отчеству почти никогда не называют, — рассказывал о нем на страницах книги «Настоящие мужчины хоккея» легендарный тренер Анатолий Тарасов. Но к этому богатырю, к этому красивому и сердечному человеку иначе как «Александр Палыч» не обращались. Никто – в том числе и сверстники. Он был честью и совестью команды. К Рагулину шли, когда возникали споры, конфликты. За ним же было последнее слово, когда возникал вопрос о наказании проштрафившегося. Часто от любителей хоккея – и прежде и сегодня – можно услышать уважительное: Александра Рагулина даже канадцы боялись». Но это не так – побаивались канадцы других, Александра же они, по-моему, уважали. Как человека, для коего солидарность и благородство в спортивной борьбе были законом жизни. И мы, тренеры, когда на льду возникали конфликтные ситуации, когда отношения выяснялись и силой и, что греха таить, злобой, Александра на площадку старались не выпускать.
Лишь раз, в Инсбруке, противник вынудил Рагулина изменить себе. Но и тут грубияна, разбившего ему лицо, Александр наказывал по-своему, по-рагулински. Не бил, а взял его в могучие объятия, стиснул разок-другой, будто приговаривая при этом: «Не смей хулиганить, не смей!»
…У Александра Рагулина мужество, высокое мастерство не зависели ни от ситуации, ни от важности матча, ни от силы противника. Умение закрыть телом ворота, своевременно пойти на столкновение, не позволить себя обыграть он демонстрировал с первой минуты и до последней, и в клубе, и в сборной. Причем делал это удивительно просто и рационально. Александр не был быстр, особенно с места, но в маневре, в действиях клюшкой никто не мог с ним соперничать. Не было равных ему и по интуиции. Вот почему пройти Рагулина, обыграть его один на один не могли ни противники в матчах, ни даже выдающиеся армейские форварды на тренировках. Определяя загодя намерения, не поддаваясь на финты соперника, его ложные маневры, Александр выбивал шайбу или, войдя в столкновение, овладевал ею. А овладев, великолепно, что очень важно, этой шайбой распоряжался – пасом создавал партнеру максимум удобств для развития атаки. Предвидение, интуиция, подобные рагулинской, — ценнейшие для хоккеиста качества. Обладают ими немногие».
Завершив выступления, Александр Рагулин стал тренером в школе ЦСКА. Затем тренировал новосибирский СКА. В последние годы жизни был президентом региональной спортивной общественной организации «Ветераны хоккея». Работал в составе Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорте.
Наши поздравления Михаилу Павловичу Рагулину с юбилеем! Светлая память его братьям-близнецам Александру Павловичу и Анатолию Павловичу.