Нам обещали хоккейные понедельники. Мы ждали-ждали и наконец дождались. В минувший понедельник в календаре значилось всего два матча, но зато каких! Чемпион против столичных гостей – как затравка и «армейское» дерби в качестве основного блюда. Пересказывать ход матчей нет смысла, об этом можно было прочитать накануне. Куда важнее, какие выводы после себя оставили матчи в Магнитогорске и Санкт-Петербурге. А их, поверьте, вагон и маленькая тележка.
Например, что московское «Динамо» вполне может не попасть в плей-офф. Впервые в своей кахаэловской истории. Все указывает на то, что уровню топ-команды не соответствует не только пролежавший до 26 лет на печи (читай – в Высшей лиге) голкипер Заливин, но и Сергей Орешкин. Илья Воробьёв, напротив, убеждает, что прошлогодний успех «Магнитки» – это вовсе не багаж Кинэна, а плоды его работы. Кажется, что на Южном Урале вырос новый элитный тренер.
Питерский матч поразил не только торнадообразным стартом с пятью шайбами за первые 11 минут, но и кое-какими нюансами. Еще недавно противостояние СКА и ЦСКА преподносилось как встреча антагонистов, столкновение эстетов и работяг. В связи с этим дико выглядит соотношение силовых приёмов 32-13 в пользу… питерских «армейцев»! О том, насколько характерной и несгибаемой командой стал СКА при Знарке, говорит не только сюрреалистическое количество хитов, но и то, что полевые игроки без раздумий вставали на защиту Шестёркина. Кому-то мелочь, а кому-то – знак.
И вот тут самое время соединить два матча из хоккейного понедельника. Олег Знарок и Илья Воробьёв этими победами дают понять, что можно играть в современный хоккей, не скатываясь при этом к карикатурной североамериканщине. Нет в игре их команд и другой крайности в виде залихватского авантюризма с европейской плюшевостью. «Магнитка» остается командой с эстетским большинством, но уже давно не зависит от одного звена и умеет играть на результат. СКА пусть и забивает шесть шайб прямому конкуренту, по менталитету совсем другая команда, нежели та, что была во времена Быкова и Захаркина.
Сильнейший в лиге состав – это не единственная причина, по которой СКА и «Магнитка» лидируют в своих конференциях. Тем более что применительно к уральцам это весьма спорно. Впору говорить, что это самые сбалансированные команды нашего чемпионата. Поставь их сейчас против команд НХЛ, и мы вряд ли увидим пропасть в интенсивности и жесткости. Если в чем и будет разница, так это в классе исполнителей. При этом ни «армейцы», ни «сталевары» не заставляют скрипеть зубами из-за выпуклого примитивизма. Чем-то они напоминают сборную Канады, которой совершенно все равно, где играть: на родных площадках или на европейских «аэродромах».
Мы много говорим о том, что доминирование СКА – зло для нашего хоккея. Мол, это убивает конкуренцию в лиге, а заодно и веру в то, что не всё в нашем мире решают деньги. Но куда опаснее для развития отечественной «шайбы» было бы безоговорочное лидерство ЦСКА. И в том, и в другом случае возвышение одной команды над всеми остальными ведет лигу в пропасть, но лидерство детища Дмитрия Квартальнова еще и задавало бы опасный тренд. ЦСКА возводит в культ работу, а если трудяги дают результат, то зачем тратиться на звезд? А если не будут востребованы звезды, то и у детских тренеров не останется ровным счетом никакой мотивации возиться с проблемными, но незаурядными талантами.
Страшно представить, что будет, когда даже на уровне ДЮСШ габариты станут цениться выше владения клюшкой, а строгое выполнение тренерского задания заставит забыть о таком понятии, как игровое мышление. Располагать одним игроком формата Ивана Телегина в четвертом звене – счастье для любого тренера, но куда мы придем, если таких Телегиных в сборной России окажется 25 человек? Кого мы будем поставлять на экспорт в сильнейшую лигу мира, если все, от наставников команд КХЛ до детских тренеров, за слепой образец возьмут хоккей ЦСКА? А ведь к этому в последнее время все и идет. Клоны ЦСКА размножаются по лиге с пугающей скоростью. Тревожным звоночком на этом фоне стало высказывание Владислава Третьяка в поддержку уменьшения площадок. Неужели и президент ФХР поддался этому влиянию?
На первый взгляд, связь между игровым стилем отдельно взятой команды, пусть и широко тиражируемым в лиге, и уменьшением коробок на наших аренах, не так уж и очевидна. Однако ЦСКА – самый ярый пропагандист сокращения размеров размера площадок. Только не на словах, а на деле. Москвичи не только первыми выиграют от этого перехода, но и уже сейчас, словно путешествуя на машине времени, демонстрируют, какой хоккей будет царствовать в КХЛ в случае, если такое решение будет принято. Восторгаться хоккеем на маленьких площадках можно. Вот только для этого необходимо одно, но очень важное условие – класс игроков. Без него защитники через смену будут терять шайбу при выходе из-под прессинга, превращая игру в комедию ошибок. Причем надо понимать, что то качество и разнообразие, что демонстрирует ЦСКА как флагман, станет пределом мечтаний. Менее обеспеченным командам не хватит средств даже на Андронова с Телегиным, а некогда обхаживаемые игровички окажутся не у дел.
У нас часто ставят в пример НХЛ, восторгаются качеством хоккея на Кубке мира, а Олимпиаду в Ванкувере считают более зрелищной, чем в Сочи. При этом многие забывают, что на площадках канадского размера играют не только там, но и в АХЛ. Признайтесь, хотели бы вы видеть в России аналог лиги фарм-клубов? Тот ли это ориентир, к которому стоит стремиться, тратя огромные деньги на перестройку арен под новый формат коробок? И вот как раз ЦСКА – это скорее ахаэловская команда, нежели энхаэловская. Не только по тактике (настолько «рельсовых» команд в сильнейшей лиге мира не сыскать), но и по уровню исполнителей (особенно после отъезда Радулова и Зайцева).
Восторгаться хоккеем на маленьких площадках можно. Вот только для этого необходимо одно, но очень важное условие – класс игроков. Без него защитники через смену будут терять шайбу при выходе из-под прессинга, превращая игру в комедию ошибок. Пропадут хоть сколько-нибудь креативные комбинации в большинстве, которые сейчас проходят из-за ширины зоны. Осознав, что их подопечным не удается ориентироваться в цейтноте, тренеры тут же упростят игру. Быстрота мышления – это то, что отличает поистине больших игроков от среднестатистических. НХЛ принимает тех, кто способен делать привычные нашему глазу вещи, но гораздо быстрее. Много ли таких игроков в сегодняшней КХЛ, где исполнителей не хватает на 29 команд, качественные легионеры встречается все реже, а доморощенные звёзды в большинстве своём мечтают проследовать по пути Радулова?
Как бы кому ни хотелось это признавать, но КХЛ сегодня куда ближе к АХЛ, нежели к НХЛ. Тех, кто сходу смогут засверкать в сильнейшей лиге мира, можно пересчитать по пальцам двух рук, а вот звёзд нашего чемпионата с ахаэловским прошлым – пруд пруди. Однако схожесть с АХЛ, по крайней мере пока, ограничивается только уровнем игроков, но сократив размеры площадки, КХЛ рискует стать её копией. Это не значит, что наш хоккей станет менее зрелищным или результативным. Изменятся приоритеты. Наглядным примером может служить Никлас Бергфорс – швед, который клепал голы, будучи игроком «Адмирала», но потерялся, перебравшись в «Амур». Как бы кому ни хотелось это признавать, но КХЛ сегодня куда ближе к АХЛ, нежели к НХЛ. Тех, кто сходу смогут засверкать в сильнейшей лиге мира, можно пересчитать по пальцам двух рук, а вот звёзд нашего чемпионата с ахаэловским прошлым – пруд пруди.То, что ценилось на маленькой коробке «Фетисов Арены», а это игра под воротами, подставления, добивания и выбор позиции, потеряло свою ценность на «Платинум Арене» с ее традиционной площадкой.
Если сейчас у тренеров еще есть выбор, по какой дороге идти, то с уменьшением коробок калька с ЦСКА неизбежна. А копия, как известно, всегда хуже оригинала. Остановить этот процесс по силам разве что СКА с «Магниткой». И не только игрой, но и высказываниями в прессе. Пока они наверху – на них смотрят с открытым ртом. Вот и Илья Воробьёв очень вовремя высказался насчет того, что в лиге не должно быть таких коробок, как в Тольятти и Владивостоке, а последнее, что стоит брать у НХЛ, это размер площадок. Кому, как не ему, чемпиону и тренеру сборной, выходить на трибуну? Не доверяете Воробьёву – вспомните, что говорил Пол Морис, работавший с ним в Магнитогорске. Тренер, доходивший до финала Кубка Стэнли, после года в России стал сторонником больших площадок. Мы же по-прежнему убеждены, что хорошо там, где нас нет, а соседняя трава непременно зеленее.