Проект hockey99 представляет работу Заслуженного тренера СССР, не утратившую актуальность и в наши дни.
Максимальное использование разнообразных, быстрых, частых передач — главное тактическое оружие советской школы хоккея, основанной на коллективных действиях игроков. В этой статье хочется высказать некоторые соображения о тактике передач, раскрыть условия, в которых игрокам приходится передавать друг другу шайбу. В связи с этим нельзя не затронуть проблему творчества, инициативы спортсмена. Нам думается, надо прояснить некоторые моменты в нашем хоккее, осложняющие подчас тренерам задачу правильного тактического воспитания хоккеистов.
КТО ВИНОВАТ?
Часто можно слышать взаимные реплики хоккеистов: «Ты не туда послал мне шайбу», «Ты неправильно выбирал место», «Ты постоянно из-за обводки теряешь шайбу» и им подобные. Таким спорам порой нет конца. Хоккеисты расходятся, оставаясь каждый при своем мнении, а иногда и унося в душе обиду. Нужно ли говорить, как эта недоговоренность, неумение разобраться в важнейших игровых ситуациях вредно влияет на рост спортивного, особенно тактического, мастерства, а иной раз и осложняет отношения между игроками. Давайте же разберем некоторые типичные случаи передач, вызывающие обычно разноречивые оценки хоккеистов.
Отобрав шайбу у себя в зоне, защитник по идее должен сразу отдать ее нападающему, причем желательно тому, кто находится в средней зоне. Тогда начнется сильная контратака. Но защитник решил обвести противника, потерял шайбу, и ворота неожиданно оказались в опасности (рис. 1).
Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой
На первый взгляд, вина лежит целиком на защитнике. Но глубокий анализ игровой обстановки дает другое объяснение случившемуся. В то время, когда защитник свободно владел шайбой, на поле не было открытых партнеров, и он не мог без риска сделать передачу. На рисунке двойным пунктиром показано, как должны были выбирать места нападающие 4 и 5. Игрок 6 должен был бы несколько затормозить свой бег, что позволяло защитнику 2 применить длинную диагональную передачу. Увы, этого не произошло, противник яростно наседал, и защитник вынужден был прибегнуть к обводке.
Виновен ли защитник? Да, но лишь в том, что плохо выполнил обводку и потерял шайбу. Правда, был и третий выход: устремиться к своим воротам и оторваться от противника для сохранения шайбы Но нельзя всякий раз пользоваться только этим приемом, никогда не прибегая в такой ситуации к обводке.
Так или иначе, но первопричиной принятого защитником решения были неправильные действия партнеров. Они не освободились от опеки противника и тем самым не создали необходимых условий для передачи шайбы.
Другой случай. Нападающий 4 находился в зоне противника и также воспользовался обводкой (рис. 2). Действовал он не на большой скорости и находился в углу поля, где противник навязывал ему силовое единоборство. Здесь условия для обводки далеко не благоприятны. В результате игрок шайбу потерял, противник 2 овладел ею и начал контратаку, сделав передачу нападающему 6. В этой ситуации также не оказалось «открытых» партнеров, и обводка была единственным, хотя, естественно, и не лучшим средством обыгрывания противника.
Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой
Вывод один — передача шайбы может быть осуществлена успешно лишь в том случае, если партнеры свободны от опеки противника.
НЕ «НАТАСКИВАТЬ», А ТВОРЧЕСКИ ВОСПИТЫВАТЬ
Процесс тактического воспитания хоккеистов, умеющих действовать без шайбы, довольно труден. Многое тут зависит от самого спортсмена, от его инициативности, пытливости, умения самостоятельно, подлинно творчески решать те или иные тактические проблемы, возникающие в ходе состязания.
Нам, тренерам, надо всячески развивать эти качества у игроков. «Натаскивание» на отдельные комбинации, что, к сожалению, еще нередко встречается в нашем хоккее, нужно заменить творческим воспитанием спортсмена, основанным на глубоком и гибком понимании разнообразных тактических моментов, встречающихся в игре.
Поясним это примерами.
Часто на тренировке разучивается такая комбинация. Двое нападающих разгоняются от своих ворот и, передавая шайбу друг другу, стараются войти по флангу в зону противника, чтобы с хода атаковать ворота. На другом фланге двигается их партнер, готовый получить шайбу. Изо дня в деиь эта тактическая комбинация вводится в урок. А ведь обстановка в ходе состязания может быть такова, что фланг атаки надо переменить или одному из крайних нападающих по ходу игры целесообразнее выйти в центр для получения шайбы. А может быть лучше всего просто сыграть на свободного партнера, бегущего впереди, который бы и ворвался в зону противника, завершая атаку.
Другие примеры. Игрок, войдя с шайбой по флангу в зону противника и заранее зная расположение своих партнеров (к примеру, один — за воротами, другой — сбоку от них), посылает вслепую шайбу одному из нападающих. Либо хоккеисты, находясь в углу поля в зоне противника, также не глядя, посылают шайбу за ворота нападающему или назад, по борту, своему защитнику (по предварительной договоренности).
Представим себе, что эти тактические ходы являются основой тактики команды. Ясно, что тактическое воспитание хоккеистов для такой игры не представляет большой сложности. Нетрудно и организовать такую тренировку, так как не надо много думать о содержании урока, составлять новые тактические упражнения, поскольку уже есть готовые рецепты на все случаи игры.
К чему приводит подобное натаскивание? Незаметно для себя хоккеист начинает действовать трафаретно, по заранее разученным схемам, от которых не может отойти, потому что его партнеры, выполняя задание тренера, стараются придерживаться обусловленной тактики.
Значит ли это, что команда, играя по определенной схеме, не может добиться успеха в состязании? Разумеется, может. Но успех этот будет случайным, непрочным. Рано или поздно, механическая игра отомстит за себя.
Дело в том, что всякая схема, заранее определяющая расположение игроков и их действия, требует определенных условий на поле. Но если противник знает, хотя бы в общих чертах, систему игры такой команды, он без особого труда максимально осложнит эти условия.
В этом вопросе есть и другая сторона. Наша молодежь, которая воспитывается в духе творческой инициативы, не может сполна проявить свои духовные качества, приучаясь играть по заранее заданной схеме. Всевозможными, наперед заданными схемами молодым спортсменам «подрезают крылья». У хоккеистов уменьшается интерес к игре, не говоря уже о том, что тренеру так и не удается полностью раскрыть возможности хоккеиста.
ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ КОМБИНАЦИИ
Как же осваивать и совершенствовать тактику? Может быть, пойти по пути так называемого свободного проявления творческих возможностей хоккеистов?
Этого, разумеется, делать также нельзя, ибо тогда теряется очень важное в тактике — контроль за действиями игроков. Игра команды примет сумбурный, анархический характер.
Чтобы умело взаимодействовать с остальными игроками команды, хоккеист должен полно понимать свою игровую роль, в совершенстве знать основные тактические комбинации. Именно основные, так как количество тактических комбинаций в хоккее настолько велико, что игрок просто не успеет разучить их все, да это и ни к чему. Что же, выходит, мы опять пришли к тому, что хоккеиста надо «натаскивать» на комбинации? Отнюдь нет! Весь вопрос в том, как отнестись к этим тактическим комбинациям.
Они должны давать игроку представление о том, насколько целесообразны его действия. Но, пожалуй, еще важнее то, что разыгрывание этих комбинаций поможет хоккеисту развить тактическое мышление. Он должен пользоваться ими как призмой, позволяющей более четко видеть и различать меняющуюся ситуацию, характер игры, расположение игроков противника и т. п.
Поясним это на примерах.
Двум защитникам и центральному нападающему (рис, 3) дается задание— отобрать шайбу у трех нападающих, не позволяя им атаковать ворота. Как это сделать? Очевидно, защитник 2 должен навязать борьбу противнику, а другой защитник — находиться перед воротами и страховать своих партнеров. Центральный нападающий 5 опекает центрального нападающего противника.
Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой
Таково общее положение, вытекающее из командной тактики игры. Но в игре могут возникнуть и иные условия. К примеру, один из атакующих убежал за ворота, сместился на фланг или, овладев шайбой, обвел противника. Какое же здесь принять решение? Вот тут-то тренер и устраивает «прогон». Расположив хоккеистов на п.оле в наиболее часто встречающихся позициях, он объясняет весь смысл комбинации, а хоккеисты разыгрывают ее несколько раз — вначале в медленном, а затем — в быстром темпе.
А вот другой случай. Пятерка атакующих хоккеистов, взяв разгон от своих ворот и встречая противодействие пяти обороняющихся, стремится на большой скорости ворваться в зону нападения и атаковать ворота (рис. 4). Тренер опять поясняет основные положения и требует разыграть комбинацию, передавая шайбу на больших скоростях. Особенно это относится к трем нападающие во время их действий в средней зоне в момент соприкосновения с противником. Тренер старается, чтобы игроки разучили различные передачи со сменой мест по ходу бега. Он может и дополнить комбинацию, добиваясь, к примеру, поддержки нападающих защитниками.
Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой
Тренер при этом ставит такие задачи: крайним нападающим широко располагаться до средней линии поля; сужать фронт атаки с приходом в зону противника; усиливать там маневренность при выборе позиции, чтобы удобнее получить шайбу и атаковать ворота. Хоккеист, владеющий шайбой, должен либо двигаться на ворота и атаковать, либо сохранить шайбу и быть готовым точно и своевременно передать ее тому партнеру, который освободился из-под опеки противника и готов атаковать ворота.
Иные требования ставятся обороняющимся: не дать противнику набирать большую скорость и свободно разыгрывать шайбу. Для этого, в частности, тренер дает игрокам задание опекать нападающих противника в средней зоне. На рубеже своей зоны игроки стараются или отобрать шайбу, или поставить противника в положение вне игры. У себя в зоне обороняющиеся должны строго опекать противника, сохраняя взаимостраховку. Необходимо также создавать условия для быстрой контратаки.
Все это основы тактики, и хоккеисты должны придерживаться их в ходе занятий.
Как уже говорилось, тактические упражнения для командной тренировки довольно сложны, и им, естественно, должны предшествовать другие, более простые упражнения как для отдельных хоккеистов, так и для звеньев команды.
Тактическая тренировка на поле должна, конечно, подкрепляться теоретическими занятиями. Хорошо, если на таких занятиях хоккеисты обсудят те или иные ситуации, а иногда и поспорят, приходя, в конце концов, к единому решению.
Вывод напрашивается такой. Разыгрывание тактических комбинаций должно помочь хоккеистам понимать существо игры, воспитывать у них гибкий, подлинно творческий подход к решению основных задач, поставленных тренером.
Опыт команды ЦСК МО показывает, что такой подход дает положительные результаты. Зная нерушимые тактические принципы, то есть проще говоря, что должно делать и чего нельзя, хоккеисты быстрее всего овладевают мастерством. Команда, в которой хоккеисты, сохраняя яркие черты индивидуальности, владеют техническим и тактическим мастерством, всегда будет представлять собой сильный коллектив.
О РОЛИ ТРЕНЕРА
Несколько замечаний о роли тренера в тактическом воспитании хоккеистов. Ошибочность метода «натаскивания» состоит в том, что тренер требует, а хоккеисты беспрекословно выполняют требование: «Только таки никак иначе!»
Неоспоримо, что тренер, особенно в период обучения, должен постоянно давать игроку советы, наталкивать его мысль на правильные решения. Когда спортсмен делает первые шаги и для него многое неясно, допустимо в какой-то мере и суфлирование. Но по мере роста мастерства хоккеиста постоянное суфлирование будет уже приносить прямой вред. Методику воспитания хоккеиста надо уже менять, иначе игрок, привыкнув к постоянной подсказке, в сложной обстановке будет теряться, не сможет самостоятельно принять правильное решение.
Чтобы избежать этого, тренер должен постоянно вести индивидуальную работу и по мере повышения игровой культуры хоккеиста все больше и больше доверять ему, разрешая так называемые самотренировки. Мы имеем в виду такие занятия, когда хоккеисты, обсудив с тренером содержание урока или его части, сами совершенствуют ту или иную тактическую комбинацию.
Трудно переоценить пользу такой тренировки. Быстрый рост игровой культуры и сознательности спортсмена при этом очевиден.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИНИЦИАТИВА?
Хочется затронуть еще один немаловажный вопрос. Кому принадлежит инициатива в развитии тактической комбинации? Хоккеисту, владеющему шайбой, или его партнерам? Не решив этого вопроса, нельзя правильно развивать тактическое мышление и мастерство хоккеистов.
Мнения тренеров разделились. Одни считают, что хоккеист, владеющий шайбой, является как бы дирижером, и партнеры должны выбирать место, подчиняясь ему. При этом место выбирается чаще всего по предварительной договоренности. Другие считают, что главная инициатива в развитии тактической комбинации должна принадлежать хоккеистам, не владеющим шайбой. Кто же прав?
Будем рассуждать так. Хоккеист, занятый ведением шайбы, часто из-за единоборства с противником не может быстро и хорошо ориентироваться. Уже одно это не дает права возлагать на этого игрока широкий круг обязанностей.
Кроме того, поручая одному хоккеисту как бы руководить четырьмя игроками, мы тем самым явно принизим их творческие возможности и в Какой-то мере свяжем их инициативу. Практика показывает, что в тех командах, где творческая инициатива подчинена хоккеисту владеющему шайбой, или просто одному ведущему игроку, тактическое мастеРств0 хоккеистов растет медленно Да и командная тактика не отличается богатством. В таких условиях у спортсмена принижено личное творчество, Не Г0В0Ря уже о праве на риск, так как его игра находится в большой зависимости от того- кто владеет шайбой.
Другое дело, если мы — тренеры применяем другой подход к развитию тактической комбинации и ее осуществлению. Тренер должен заставлять хоккеистов в ходе игры постоянно выбирать место, освобождаться из-под опеки противника. Когда все четверо хоккеистов выбирают место, владеющий шайбой игрок получает большие возможности для передачи. Естественно, он будет играть с тем хоккеистом, который находится в лучшей позиции для развития атаки. Кстати заметим, что маневрирующий в поисках лучшей позиции хоккеист подчас так отвлекает противника, что создает партнеру, владеющему шайбой, благоприятные условия для обводки.
При таком методе игра в атаке строится не на стремлении одного навязывать свою инициативу четырем игрокам и, тем более, не на готовой схеме, когда атакующие должны заранее выбирать обусловленную позицию. Игра строится на творческих действиях каждого игрока и особенно тех, кто правильно выбрал место с учетом складывающейся и меняющейся обстановки на поле.
Конечно, между игроком, владеющим шайбой, и остальными должно существовать взаимопонимание, как принято говорить — сыгранность. Пусть нас правильно поймут. Мы отнюдь не принижаем ответственной роли и хоккеиста, владеющего шайбой, этот игрок должен всегда уметь принять правильное. решение: или послать шайбу кому либо из партнеров, или воспользоваться обводкой, или, наконец, сделать завершающий бросок. Но мы против того, чтобы один в игре «командовал» четырьмя.
К сожалению, в наших командах есть хоккеисты, которые чрезмерно требуют «игры на себя», претендуя на особую роль в коллективе (Бобров — ЦСК МО, Бекяшев — ЛДО, Кузин — «Динамо» и другие). Такие хоккеисты обычно лишены в игре хорошей поддержки партнеров — постоянного «открывания». Они недооценивают и «черновой» работы — самоотверженного участия в обороне.
Рядом с такими хоккеистами другие спортсмены растут медленно: слаб игровой контакт, нет доверия всем, а значит, не могут полностью проявиться инициатива, творческие способности каждого игрока.
А как быть сильному хоккеисту, если он играет в компании (звене) с более слабыми спортсменами? Ярким примером правильного поведения в такой ситуации может служить выдающийся футболист Григорий Федотов. Обладая исключительно высоким уровнем индивидуального мастерства, он умел играть с любыми партнерами, никогда не мешая им проявлять себя. Не случайно именно у него получили прекрасное спортивное воспитание многие большие футболисты — В. Николаев, В. Демин, А. Гринин, В. Бобров и другие.
Мы взяли пример из футбола, так как пример этот особенно яркий. Но и в хоккее, конечно, есть крупные мастера, такие, как Н. Сологубов, А. Уваров, Е. Бабич, которые тоже никогда не принижали в игре роль партнеров, с большим доверием относились к ним, так что те могли полностью проявлять свою индивидуальность. Разумеется, в нужный момент игроки эти умели правильно влиять на партнеров.
ЗА КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Возвращаясь к вопросу о том, кто должен обладать инициативой, нужно добавить, что правильная и быстрая оценка обстановки на поле не под силу хоккеисту, занятому ведением шайбы. В то же время игрок без шайбы сам быстро решает, где и как ему выбрать место. При этом значительно повышается ответственность всех игроков, становится крайне необходимой их инициатива, предельная активность на поле. Короче говоря, четыре хоккеиста постоянно создают игровую ситуацию, которая помогает, а часто и заставляет игрока, владеющего шайбой, действовать правильно.
Такой подход, конечно, усложняет воспитание хоккеистов. Но он себя целиком оправдывает. В такой идее заложен творческий подход: каждый хоккеист чувствует себя как создателем, так и исполнителем тактической комбинации.
Хоккеисты, у которых имеются разносторонние знания, которым открыт простор для творческой инициативы, изобретательности, выдумки, делают игру тактически богатой и гибкой, и их мастерство, изо дня в день растет.