На RussianHockeyStyle – вторая часть эксклюзивного интервью с одним из самых известных российских тренеров Владимиром Крикуновым.
ТРЕНЕРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, БЕЛОУСОВ, БИЛЯЛЕТДИНОВ
Несколько лет назад среди игроков КХЛ проводился опрос, и вас назвали самым жестким тренером лиги. Вы как к такому «титулу» относитесь?
Не думаю, что я самый жесткий. Есть пожестче.
Кинэн?
Не знаю. Думаю, из молодых ребят, которые начали работать тренерами. Они будут жестче.
Как вы относитесь к «тренерам нового поколения»?
Они нормально работают. Видите же, что «Югра» сейчас на первом месте. Там тренер заслуживает внимания. «Адмирал» поднялся и играет неплохо. Квартальнов второй год подряд с ЦСКА идет на первом месте, до этого в Новосибирске команду сделал. Герман Титов в «Спартаке» тоже хорошо работает. Эти ребята сами играли, прошли неплохую школу, ещё Советский Союз зацепили и ту систему подготовки.
Андрея Разина считают последователем Валерия Белоусова. Вы видите что-то похожее?
Разин больше, чем Белоусов, уделяет внимание физической работе. У Константиныча был хороший подбор хоккеистов, организация самой игры и реализация большинства. В этих моментах у него был уровень повыше.
Много говорится о том, что после ухода из жизни Валерия Белоусова и Сергея Михалева российский хоккей понес невосполнимую утрату. Вы согласны?
Как говорится, свято место пусто не бывает. Ушли и Тихонов, и Тарасов. Приходят новые люди, работают. Конечно, жалко Константиныча. Съездил к нему на могилу. К сожалению, не смог попасть на похороны. Мы с ним дружили много лет, играли вместе, а потом и друг против друга. Потом вместе работали в сборной, вся жизнь прошла рядом. Я разговаривал с ним примерно за пять-семь дней до того, как это случилось…
Все знают его как тренера. А каким Белоусов был в жизни? Говорят, очень рыбалку любил…
Да, он был рыбак. Я был в Хорватии летом, ехал на машине и созвонился с ним. Он говорит: «Я в Швейцарии». Отвечаю: «Мимо еду, к тебе приеду». В итоге мы с женой устали и не поехали – не стали заворачивать и пошли напрямую на Германию. Так мы и не встретились. Потом он возвратился в Челябинск, звоню ему: «Всю рыбу в Швейцарии выловил и вернулся?» – «Нет, чувствую себя не очень…» – «Ничего съездишь рыбку половишь и восстановишься». Посмеялись тогда…
В качестве главного тренера в КХЛ теперь работает Игорь Захаркин. В свое время вы его сильно критиковали. Почему?
Я его не критиковал. Просто у него были высказывания в адрес ветеранов: «Мне про хоккей там не с кем поговорить». Он и хоккей-то не знал, наверное… Зачем говорить так про тех, кто проработал не по одному десятку лет?
Он профессор ведь.
Профессор – где, чего? Я отвечаю за свои слова.
Сейчас много говорится по «унылый хоккей» Зинэтулы Билялетдинова. Вы как к его тактике относитесь?
Как раз мы говорили про команды, которые играют по-разному. У него такой стиль. Билялетдинов давал результат – чемпион России, обладатель двух Кубков Гагарина.
Но в последнее время результата нет…
Подождите. На следующий год будет. Он собирает команду. Идёт смена поколений, ушла целая плеяда игроков, которые стали со мной в «Динамо» чемпионами России, а потом уехали в Казань и отыграли там лет по восемь-десять. Понятно, что все хотят, чтобы «Ак Барс» был только первым, но нельзя так быстро сделать команду. Бывает иногда, но редко.
В свое время появлялся слух, что у вас в «Ак Барсе» был конфликт с Данисом Зариповым. Это было раздуто прессой?
Какой конфликт? Я вам скажу: я его посадил на лавку, потому что он плохо играл, и мы выиграли у «Сибири». Вот и начали шуметь, агент примчался. А так мы с Данисом нормально общаемся, никаких проблем нет.
Много раз вы говорили резкие слова про игроков – Сушинского, Ковалева. Они не обижались на вас?
Нет, отношения с ними нормальные. Я же не выдумываю ничего. Это было на самом деле. Может, неприятно, но слушайте, что вы сделали.
Это может быть полезным для игроков?
Для умных – да.
Когда-то была информация, что «Ак Барс» запрещал вам давать интервью. Случалось и такое?
Это из разряда слухов. Такого не было.
ПОСЛЕДНИЙ СЕЗОН, ВОЙНА С БЛОГГЕРОМ, АРБИТРЫ КХЛ
Самая известная ваша байка – про Николая Белова. Его действительно нашли в ночном клубе?
Не я, а сын. После того, как Белов был в Ступино, он оказался никому не нужным. До этого он играл у меня в «Динамо», и мы сделали команду в Подмосковье для ребят переходного возраста, в котором их больше всего пропадает. У нас эта проблема все еще не решена – МХЛ есть, но она тоже неправильно сделана, и хоккеисты все еще пропадают. Они заканчивают играть в молодежной команде, и большая часть из них не может попасть в клуб КХЛ, а в ВХЛ тоже берут. Поэтому мы собрали этих ребят и отправили в Ступино. Как ни странно, из той команды вышло 12 человек, которые потом играли в КХЛ. А потом «Динамо» отказалось от этой идеи, финансирования не было, и все ребята разошлись. По весне, надо же на что-то есть, Николай пошёл работать в охрану в ночной клуб и встретил там моего сына. Он потом мне и говорит: «Папа, возьми его. Коля не у дел…» Мы привезли его в Нижнекамск, полгода он побыл в команде Высшей лиги в Лениногорске. Сейчас чемпион России и должен был стать чемпионом мира – мог ехать на ЧМ, но на последней тренировке упал на борт и сломал плечо.
Вы говорили, что это последний ваш сезон в КХЛ. Точно решили?
Говорил. Но не знаю, точно ли совсем. Посмотрим.
Вы же говорили, что собираетесь идти работать в детскую школу?
Меня спросили, что я собираюсь делать, когда закончу. Я сказал, что хотел бы один возраст выпустить, но не работать совсем уж с маленькими. Когда у меня сын хоккеем занимался (я еще сам играл, в Риге это было), как-то поработал с малышами и могу сказать, что для этого нужно иметь железный характер.
Не боитесь идти в школу? Андрей Разин вот говорит, что ни за что туда не вернется.
Что мне боятся? Я через всё прошел.
А что вам не нравится в МХЛ?
Не то, что она мне не нравится. Сделали МХЛ-Б – название уже само по себе звучит нехорошо. Лучше бы в МХЛ-А играли ребята постарше, разрешили бы выступать до 22 лет, а в МХЛ-Б – до 19. И мы бы не теряли столько хоккеистов. А то сейчас друг против друга выходят 1999 и 1995 г.р., это огромная разница! Зачем МХЛ-Б в нынешнем состоянии – вообще непонятно.
Какое-то время назад вы «воевали» с блогером, который обвинял вас в договорных матчах. До суда дело не дошло?
Да, испугался бедный… Когда мы хотели на него в суд подать. Так получилось по счету, как будто договорная игра. А он не знал, что таких матчей в КХЛ нет уже давным-давно. Раньше бывали – хотя я сам в такие игры никогда не играл – а с появлением новой лиги все исчезли. Бедный парень начал звонить, извиняться, как и агент какой-то: «Владимир Васильевич, не надо…». Обращались из газеты, с которой он сотрудничал. Потом уже решили – черт с ним. Оставили в покое.
Договорные матчи стали невозможны из-за прямых трансляций или самой организации лиги?
Смысла нет, никто никуда не вылетает. Зачем договариваться? Ты все равно останешься в этой лиге. На всякие ухищрения шли, когда команда находилась под угрозой вылета в низший дивизион.
Также в последнее время в КХЛ серьезно обсуждают судейство. Что вы об этом думаете?
К сожалению, судейство стало хуже. Пришло очень много новых арбитров. Мы записываем все игры и выписываем все ошибки судей. Как-то пригласили судью, и он сам увидел: «Мы тут повернулись не так. Мы там не заметили». Признали свои ошибки. Но нам не легче, в том матче потеряли одно очко.
Не хватает судей?
Судей много, но квалификация не очень. Да и новичков сейчас много. Я не говорю, что они специально это делают, возможно, просто не успевают за хоккеем. Может, пройдет какое-то время, и всё станет нормально.
Олеся Усова