Имя Игоря Солянкина вряд ли многое скажет рядовому болельщику, однако он очень известный в российском хоккейном мире специалист. Игорь Вадимович — основатель и руководитель хоккейного тренировочного центра (ХТЦ) «Гладиатор» и, как его характеризуют знакомые, умнейший человек, понимающий, как надо сейчас тренировать игроков и что такое «современный хоккей».
— Можете ли Вы рассказать про свой центр, что он из себя представляет?
— Хоккейный тренировочный центр «Гладиатор» был образован в феврале 2012 года. Открытию комплекса предшествовала огромная работа по изучению методических теорий обучения юных хоккеистов ведущих хоккейных держав мира, анализировался лучший отечественный опыт, рождалось направление, в котором нам надлежало двигаться. В комплектовании комплекса были применены все инновационные разработки, которые с успехом использовались в аналогичных структурах Северной Америки и Швеции.
Нашей приоритетной задачей стало создание замкнутого цикла подготовки хоккеистов. Для этих целей было принято решение отойти от концепции «дополнительной подготовки» и внедрить в комплекс полноценную структуру. Был построен ледовый комплекс, который включает в себя две ледовые арены, «малую» и «большую», современный спортивный зал для специальной подготовки, зал общей физической подготовки, плиометрическую и кардио зоны, зал силовой подготовки. А хоккейный тренировочный комплекс «Гладиатор» преобразован в хоккейный клуб «Красная Звезда».
В настоящее время ведется работа по созданию уникальной системы атлетической подготовки спортсменов, которая будет включать в себя полноценный атлетический манеж, после чего структурную задачу можно будет считать выполненной.
— Для чего нужны хоккейные центры, если есть школы? В чем отличите центров от ДЮСШ и СДЮСШОР?
— На мой взгляд различий между хоккейными центрами и детско-юношескими школами Олимпийского резерва не так много. В обеих структурах приоритетной задачей должно быть воспитание игрока высокого класса, способного пополнить ряды профессиональных спортсменов. ДЮСШ может не ставить перед собой таких задач и ограничиться организацией спортивного досуга детей, дать им необходимый задаток для получения углубленных знаний в специализированных структурах в дальнейшем.
И тем не менее, на сегодня существует ряд глобальных различий. Хоккейные центры в большей степени ориентированы на индивидуальную работу с игроками, над ними не давлеет ответственность за командный результат, который сегодня присущ в работе ДЮСШ и СДЮШОР. Другим основным отличием является забытая сегодня главная черта советских хоккейных школ – методическая преемственность в педагогической практике. Работа в спортивных центрах концептуальна, что на сегодня утеряно в спортивных школах.
— В чем уникальность вашего центра?
— В первую очередь это конечно же люди. Мы привлекаем к работе замечательных специалистов, для которых нет секретов в профессии, обеспечиваем преемственность, обучая молодых специалистов. Сплав молодости и опыта дает удивительный результат.
Тесная связь в работе с научной группой Университета им. П.Ф. Лесгафта, вкупе с использованием лучших инновационных технологий мирового хоккея, дает нам возможность изыскательской и рационализаторской деятельности. Мы моделируем, производим и внедряем в практику новые устройства, создаем теоретическую базу для их использования в тренировочных практиках, пишем программы подготовки.
Сейчас, например, мы готовим презентацию уникального акробатического «городка», который будет использоваться в подготовке юных спортсменов на земле и на льду. Аналогов такой разработки нет ни у кого в мире. И я очень надеюсь, что он, со временем, докажет свою эффективность и будет востребован спортивными школами России.
Еще одним критерием можно назвать комплексный подход в работе. Наш спортивный центр не имеет узкой специализации. Мы прекрасно понимаем, что для достижения поставленной цели необходимо совершенствование всех необходимых навыков, поэтому силе, скорости, ловкости, координации, выносливости мы уделяем такое же время, как технике и игровым качествам.
— Несколько лет назад вы делали доклад об использовании инновационных технологий и методик при подготовке игроков. Можете рассказать, что такое «инновационные технологии и методики» в современном хоккее?
— К счастью время, не стоит на месте, и сегодня очень многие школы и спортивные центры с успехом пользуются плодами научных изысканий в области методик и технологий обучения спортсменов. Еще какие-то пять лет назад разработки канадских и американских ученых вызывали огромный скепсис со стороны российских представителей тренерского цеха, но ситуация в корне изменилась.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения эффективность использования в подготовке хоккеистов приспособлений, имитирующих работу на нестабильной поверхности, применение в повседневной тренировочной практике кордов сопротивления, синтетического льда, ледовых беговых дорожек, использования когнитивных тренировок, устройств, анализирующих функциональное состояние игрока и многого другого.
Научные инновации плотно вошли в хоккей. За счет революционных преобразований в экипировке он стал быстрее, маневреннее, ярче. Возросли скорости, усовершенствовалась техника и естественно методология их тренировки. Все это потребовало от спортивной науки напряженной работы по преобразованию тренировочной базы, и как мы видим, она отлично с этим справляется.
Наверное, единственным минусом этого прорыва может являться высокая финансовая затратность реализации проекта, и в этом случае нельзя не приветствовать шаги российских специалистов, создающих отечественные аналоги, адаптирующих под них существующие методики, совершая доработку, модернизацию и получая в результате собственный инновационный продукт.
— Что вообще вкладывается в понятие «современный хоккей»?
— Я уже сказал, что хоккей как игра развивается в такт с эволюцией нашей повседневной жизни. Техническое и технологическое развитие последних лет, как спринтерский бег, стремительно и молниеносно. Но лично для меня, какими бы стремительными ни были преобразования, хоккей был и остается борьбой характеров, противостоянием стремлений, эмоций.
Сейчас бытует мнение, что зрелищная составляющая хоккея намного важнее спортивной и результат на табло вторичен. Пожалуй я никогда не соглашусь с такой точкой зрения. Мне абсолютно не важно как был забит победный гол. Был ли это сольный проход через всю площадку, головокружительная комбинация или коварный рикошет. Победил тот, кто больше этого хотел. Кто сильнее, отважнее, целеустремленнее. Для меня именно такой хоккей – «современный».
— Действительно ли в школах готовят игроков, как 30 лет назад?
— На мой взгляд дело совершенно не в том, как готовят игроков. Ведь и тридцать лет назад в нашей стране рождались игроки самого высокого класса. Другое дело, кто готовит.
Расскажу один небольшой пример. Несколько лет назад одна из питерских хоккейных школ проводила турнир для совсем юных семилетних игроков. В числе участников турнира была команда «Нефтяник» из Альметьевска, которой руководил Виль Измагилович Фахрутдинов. Команда прошлась «катком» по всем соперникам, закончив практически все игры с двухзначным счетом. Конечно, трудно было бы предположить, что дети в этом возрасте сколь либо сведущи в тактике, да и технико-тактическое мастерство было на свойственном семилеткам уровне, но катание команды было настолько разительно отличающимся от всех остальных участников, что итог этих встреч предопределялся без труда.
После окончания турнира я подошел к одному из тренеров питерского клуба с вопросом, который даже не пришлось озвучивать, поскольку ответ его опередил. Но ответом было:
— А когда собственно мне учить их кататься, если нужно готовиться к играм?!
На мой взгляд, в этом ответе скрыты все проблемы сегодняшнего детского хоккея России.
— В чем отстала Россия от других стран и реально ли их догнать?
— Мне представляется, что данный вопрос уже набил «оскомину» у всех заинтересованных лиц. Не стану говорить высокопарных слов об отсутствии должной программы развития, строительстве катков и модном нынче «центре подготовки юношеских сборных им. В.В. Тихонова». Скажу лишь следующее. Было время, когда мы, одев команды ЦСКА, «Химик», «Динамо», «Спартак» в обезличенные «джерси» и выпустив их на лед, без труда узнали бы, кто есть кто, не прибегая к визуальному освидетельствованию игроков.
Мы бы угадали их по «школе». По хоккею Тарасова, Тихонова, Эпштейна, Чернышова, Кулагина. Сегодня этого нет. Нет принципа научно-методической преемственности. Нет традиций в должном понимании этого слова. Тренеры и игроки мигрируют в поисках лучшей доли, теплого мемтечка из клуба в клуб. В детском хоккее результат игр – главный критерий успешности школы. Если такой подход сохранится, то этот вопрос никогда не снимется нами с повестки дня.
— Согласны ли Вы с Вячеславом Быковым, что сейчас готовят «серую массу», не дают творить и импровизировать?
— Этот вопрос частично вытекает из предыдущего. Пока во главу угла будет ставиться результат в играх на детско-юношеском уровне, иного развития событий не будет. Поэтому, естественно, я согласен с мнением Вячеслава Аркадьевича.
— Что такое, по вашему мнению, российский хоккейный стиль и каким должен быть современный отечественный хоккей?
— Когда-то давно в спорте вообще и в хоккее в частности, бытовала поговорка – «я играю не за имя на спине, а за эмблему на груди». К сожалению эти времена прошли. Хотелось бы надеяться, что не безвозвратно. Для меня российский (советский) стиль всегда отождествлялся со стойкостью, твердым спортивным характером, предельной самоотверженностью. Если мы сумеем возродить ушедшие от нас традиции, мы сумеем вернуть в современный российский хоккей лучший хоккейный стиль всех времен.