Выход спортсменов из Советского Союза на международную площадку в традиционном для Канады виде спорта стал настоящим событием, в первую очередь благодаря уникальной стилистике.
Она представляла собой комбинацию системных подготовок в предсезонный период, индивидуальных методик с обязательным внедрением упражнений и разработок взятых из других спортивных состязаний и стратегии, продуманной на несколько десятилетий вперед. Изначально успехи советских хоккеистов были восприняты, как случайность, но регулярные победы на самом высоком уровне вскоре показали всему миру закономерную тенденцию.
После начавшегося хоккейного бума в конце 40-х годов, отечественные тренеры решили выбрать собственный путь развития данного вида спорта. В национальном стиле были использованы все знания, взятые из просмотра канадского, чехословацкого и скандинавского чемпионатов, новые тактические разработки, ранее не используемые в игре с шайбой. Манера исполнения периода Советского Союза в хоккее подразумевает несколько уникальных подходов и методик:
- Высочайшие требование к физике и выносливости каждого спортсмена;
- Круглогодичные тренировки, несмотря на сезонную привязку состязаний;
- Гармоничное внедрение элементов, используемых в классической игре с клюшкой и мячом (русский хоккей).
В нарождающемся стиле во главу угла был поставлен комбинационный тип игры с большими скоростями. Такой способ ведения игры позволил не только обрести характерную особенность, но и в короткое время подняться на хоккейный олимп. Необходимо обратить внимание, что помимо физической подготовки существовала психологическую подоплека практически каждого занятия, когда тренеры буквально «вбивали» в голову хоккеистов мнение об их силе и возможностях бороться на равных с любым соперником. Максимальная нагрузка на тренировках, высочайшая маневренность и «умная» игра в пас на протяжении всего матча, отработанные до автоматизма комбинации и огромная конькобежная скорость – стали важнейшими аксиомами нового хоккейного стиля.
Еще одним неоспоримым достоинством такой манеры стали коллективные действия и общий командный дух. При этом индивидуальные качества отдельных мастеров только увеличивали качество и непредсказуемость игровых шагов, ставя в тупик самых известных спортсменов. Кроме того, нельзя забывать и о порядке, который в большинстве случаев показательно «бил» класс.
Благодаря своей тенденции советский стиль до сих пор плодотворно внедряется в игру многих современных команд.
Спортсмен должен быть равномерно развитым и у тех же Тарасова и Тихонова хоккеисты летом играли в футбол, баскетбол, бросали камни, плавали ровно так же, как футболисты Аркадьева зимой брали клюшки и играли в хоккей. Хорошо известен феномен Всеволода Боброва, который был одинаково успешен и в футболе и в хоккее, являя собой пример идеального советского спортсмена.
сдурел ты что ли, универсальность уже в прошлом, при сегодняшних темпах и скоростях узкая специализация рулит.
Советский стиль — это в первую очередь взаимодействие хоккеистов. Отсюда тотальное владение шайбой, масса передач. Поддержка партнеров давала возможность проявить свою творческую жилку, которая была у каждого игрока.
По большому счету вся история современного хоккея – это противостояние канадского и советского стилей, философий, подходов к построению игры на хоккейной площадке. Есть некоторые особенности скандинавского и чехословацкого стилей игры, свои аспекты в игре сборных США и Финляндии, но самое большое влияние на развитие хоккея оказало именно противостояние и противопоставление друг другу канадского и советского стиля игры. В чем же заключается тот знаменитый советский стиль хоккея, о котором сейчас так часто вздыхают ветераны и болельщики со стажем, наблюдая за тем, как редко он проявляется в играх КХЛ?
Дело не только в стиле игры, комбинационном и основанном на тотальном владении шайбой, как в философии подготовки команды, в которой огромное внимание уделялось сплоченности коллектива. Согласно советским канонам игры, заложенным Анатолием Тарасовым, команда должна быть одним целым и на площадке и за ее пределами. Только при таком условии команда могла творить на площадке, импровизировать, показывать игру, которую не зря называли шахматами на льду, балетом, настоящим волшебством.