На RussianHockeyStyle – первая часть эксклюзивного интервью с одним из самых известных российских тренеров Владимиром Крикуновым.
РОССИЙСКИЙ СТИЛЬ, «ЙОКЕРИТ», РЕЛИГИЯ КАНАДЫ
Советский стиль знают все. А как вы думаете, какой он – российский хоккейный стиль?
Вообще хоккей меняется, он стал рациональным, думающим. Теперь игра немножко проще, очень много борьбы на пятаке. Мы повторяем то, что НХЛ уже прошла. Идём по этому же пути.
То есть идем назад?
Думаю, мы сами не знаем – идем ли мы назад или вперед. Но то, что хоккей поменялся, – однозначно да.
Много говорится о том, что сейчас нашему хоккею нужна единая концепция стиля – на уровне школы, сборных команд. Вы с этим согласны?
Нет, это неправильно. У чехов всегда была одна тактика. Как и у шведов тоже. В Советском Союзе были два клуба, которые играли в оборонительном стиле – «Химик» и «Динамо» Москва. Остальные – в активный прессинг. Всё-таки лучше, когда команды показывают разный хоккей. Сейчас каждый демонстрирует свою тактику, и это интереснее смотреть.
Вы согласны, что канадцы переняли советский стиль?
Да. Мы же с ними играли раньше, я ездил за первую, вторую сборную. У канадцев был примерно такой хоккей, как у нас сейчас. Хотя, а он у них был такой прямолинейный, а в КХЛ – погибче будет. Но опять же много европейцев играет в НХЛ, хоккей стал более комбинационным, умным.
Можно ли говорить о гегемонии канадского хоккея?
В Канаде хоккей на самом деле религия. Я был там на чемпионате мира, когда праздновалось 100 лет международной федерации хоккея. Идет дневной матч, люди на работе, играют Словения со Словакией. В словенской сборной один-единственный игрок НХЛ – Анже Копитар (его отец Матьяж Копитар еще у меня играл, когда я работал в Словении), а у словаков – три-четыре человека. Несмотря на это, полный дворец народа. Они ходят на все игры, просто не могут жить без хоккея. Поэтому там огромное количество занимающихся при том, что у них население только 30 миллионов человек. Хоккей в Канаде – это всё.
Мы можем приблизиться к такому уровню?
Почему нет? Нас подкосили «эти годы», колоссальный провал в экономике, исчезла массовость, которая была. От 250 миллионов человек в стране осталось 150. Сейчас, слава богу, начали все поднимать. Новые ледовые дворцы появились, довольно много тренировочных катков. Думаю, всё нормально будет.
Главная наша боль – Олимпиада. Почему она не покоряется?
Неправильно, что мы решили сделать КХЛ и постарались всячески не пустить игроков в НХЛ, которая все равно остается лучшей лигой в мире. Надо, чтобы наши ребята там играли, и чем больше, тем легче будет сборной. Они станут лучше знать соперника, уровень мастерства повысится. Когда мы играли в Турине, у меня в сборной было 20 энхаэловцев и только 5 человек из нашей лиги. Не надо их тормозить, не надо держать. Пусть они едут. Если будет хотя бы 40 наших игроков в НХЛ, два состава сможем собрать. Тем более в России теперь развивается детский хоккей. Так что Олимпиада покорится, куда она денется?
Как вы относитесь к «Йокериту»? Финны и не скрывают, что используют советские наработки.
Не думаю, что тут дело в советской школе. Здесь есть несправедливость, у них восемь легионеров. Нам сложно бороться, потому что не можем взять столько иностранцев. Начали чемпионат, а оказалось, что министр спорта объявил белорусов легионерами. И нам пришлось отчислить Георгия Пуяца. Получается, ни за что ни про что парня убрали, из-за этих несогласованных действий министерства спорта, ФХР и КХЛ. Все должны быть в одинаковых условиях. По крайней мере, у «Йокерита» должно быть пять легионеров, как у всех остальных. Одна лига, а почему-то разные правила. Я считаю, что это абсолютно несправедливо.
ЛИМИТ НА ЛЕГИОНЕРОВ, УДИВЛЕНИЕ КУИНТА, НХЛ
Вы же выступаете за отмену лимита на легионеров в КХЛ?
Я еще и за сокращение количества команд в лиге. Мы должны решить, у нас коммерческая лига или лига для сборной. Если второе – то понятно, больше трех легионеров и не надо. «Югра» вот нормально играет без иностранцев. Причём сейчас хороших легионеров-то и не осталось, приходится брать тех, которые уже не очень. Можно обходиться своими, интересные молодые ребята растут. От легионеров объективно придется отказаться, хотя лимит сохранится. Но, по крайней мере, он должен быть одинаков для всех, как я уже говорил. Другое дело, если мы хотим повысить уровень нашей лиги. В НХЛ нет никаких ограничений в этом плане, главное – чтобы народ ходил, а команда играла. Но коммерческая лига не получается, КХЛ работает на российскую сборную. Поэтому у нас и перерывы, и заканчиваем мы раным-рано. В феврале завершится сезон для некоторых клубов – это безобразие, куда такое годится? Платим зарплату людям, которые ничего не делают, только тренируются.
Что тогда КХЛ делать? Отделяться от ФХР или «все для сборной»?
Все для сборной – у нас спорт в этом плане сильно политизирован. Чтобы повысить уровень, надо сократить количество клубов. Игроков даже на 20 команд не хватает, надо оставить 16. Вот тогда была бы лига, это было бы интересно.
Некоторое время назад вы называли КХЛ полулюбительской лигой. Ваше мнение не изменилось?
Все больше зависит от самих ребят, насколько они профессионалы. В начале 90-х годов, когда платили по тысяче долларов, они говорили: «Вот если бы нам платили как «этим» в НХЛ, мы бы тогда работали». А сейчас им платят больше, чем в Национальной хоккейной лиге, а многих никогда не возьмут в НХЛ.
Надо менять психологию игроков?
Думаю, все это наследие социализма. Отношение к труду как было такое, так и осталось. Они переняли все это с молоком матери. Как видно, изменения происходят не так быстро.
Недавно Дерон Куинт в интервью заявил, что в России его удивили две вещи – метеорит и мистер Крикунов. Не читали?
Нет.
Он имел в виду ваш тяжелый «фитнес».
Я считаю, что любой тренер должен уделять этому максимум внимания. Все тактические построения, которые надо выполнить, основаны всё равно на физике. Если сил не будет, игрок ничего не сделает.
Куинт говорит, что поэтому российские хоккеисты до 40 лет не доигрывают.
На игроков действует то, что они пьют и нарушают режим, если помягче сказать. Кто хочет, тот доигрывает, или кому бог дал такое здоровье. Это не так просто. Тогда бы все в хоккей играли, никто бы не работал ни на стройке, нигде. Мы тщательно следим за здоровьем игроков, у нас очень хороший медицинский контроль. Да, работа тяжелая, но не изнашивает ни сердце, ни сосуды.
В НХЛ играют 80 матчей, но там же нет такой сумасшедшей предсезонки…
Во-первых, они сами хорошо работают. Во-вторых, там отборные игроки, выбирают лучших из лучших. В НХЛ попадают люди с уникальным здоровьем. Как бы мы ни хотели, что бы мы ни делали, НХЛ остается лучшей в мире. Если у нас цель подтянуться по уровню игры, то надо делать 16 команд. Тогда, может быть, приблизимся. Мы девять раз подряд были чемпионами, когда в лиге было девять команд, и это еще в СССР при населении в 250 миллионов человек. А сейчас у нас все хоккеисты…
В те времена было много низших лиг…
Тогда мы получали много игроков из Первой лиги. Я сам пришел оттуда в Высшую. А сейчас только переходят из КХЛ в ВХЛ, а в обратном направлении – не очень-то и активно. Мы скорее возьмём к себе игрока из МХЛ.
Уровень низкий?
Да, и та же самая проблема – раздутый чемпионат. Большое количество команд, а игроков не хватает.
Олеся Усова
Продолжение следует