На RussianHockeyStyle.Ru интервью с известным обзорщиком хоккейной экипировки Алексеем Стельмахом.
Алексей Стельмах – создатель проекта icehockey360 (сайт и группы в соцсетях), на котором публикуются обзоры, тесты и новости на тему экипировки, а также ведётся активное общение многих заинтересованных людей.
«Каждая клюшка – уникальна и со своим собственным характером»
– Алексей, мы делали с вами интервью четыре года назад, что за это время изменилось в вашей жизни, в вашей работе?
– Четыре года не такой и большой срок, но у меня они выдались очень насыщенными. Произошло много чего как хорошего, так и плохого. Из позитивного стоит отметить капитальный ремонт в квартире. Мы давно его планировали, и те, кто подписан на меня в инстаграм, видели всю эпичность этого события. Лично мне его помогал пережить наш кот Шерлок, который появился как раз четыре года назад и стал полноценным членом семьи. Удалось реализовать давнюю мечту и сделать себе студию в виде хоккейной раздевалки. Работать стало значительно удобней и приятней. Есть и негативные события, которые, к сожалению, также в нашей жизни случаются. Стали обостряться травмы колена и спины. Сейчас активно занимаюсь восстановлением, чтобы снова иметь возможность полноценно тренироваться. В 2018-м году ушёл из жизни мой отец и для меня это был очень сильный удар. Была тяжёлая депрессия, ничего не хотелось делать, руки буквально опускались. Но, как мне кажется, именно любимое дело помогает черпать энергию и вдохновение. Поэтому сейчас активно стараюсь работать и над собой, и над своим проектом.
«Жена знала, что выходит замуж за человека, больного хоккеем»
– Как дела у вашей хоккейной команды «Орион», что удалось выиграть, достичь за это время?
– У нас была действительно классная команда! Очень дружный коллектив и невероятный тренер Иван Рудольфович Выдряков. Возможность поработать со специалистом такого высокого уровня считаю большой удачей. Лично мне он помог стать лучше не только как игроку, но и как человеку. Благодарен ему за это и до сих пор испытываю чувство ностальгии по тем временам. Но всему время цвести и время увядать. Сменился тренер, философия внутри команды, ребята по разным причинам покидали коллектив. Команда сейчас находится в процессе перестройки и за последние несколько лет похвастаться особо нечем.
– Как за это время поменялся ваш сайт, блоги о хоккейной экипировке?
– Очень актуальный вопрос. Во время самоизоляции решил заняться своим сайтом, желание обновить который возникло уже давно. Надеюсь, когда это интервью выйдет, мы уже его запустим. Также в работе над реализацией ещё нескольких идей. Самое главное, что за это время я продолжал развиваться, тестировать почти всю выходящую экипировку, накапливая свою личную базу знаний. Также отмечу тот факт, что я стал записывать ролики. Дело оказалось непростым, говорить на камеру очень сложно. Это направление также хочу попробовать развивать, как и проведение прямых эфиров в социальных сетях, ставших особенно популярными в связи с пандемией. В целом, я по-прежнему в поисках оптимального баланса между разными видами контента: текст, фото и видео.
– Как изменились читатели блога? Стали они задавать другие вопросы, стали более сведущими в экипировке?
– Ловлю себя на мысли, что они растут вместе со мной. Вопросы лучше формулируются, читатели лучше понимают, чего именно хотят. Можно сказать, что мы сейчас в большей степени, чем раньше, общаемся на одном языке. Ещё мне очень нравится, что у моего проекта аудитория, которая умеет общаться вежливо и вести аргументированную дискуссию. Заметил, что меньше стало нападок на новичков в вопросе экипировки и все стараются друг другу помогать. Не скрою, что наблюдать за этим очень приятно, а модерировать комментарии стало значительно легче.
– Что за последние годы случилось в мире хоккейной экипировки? Какие новые технологии появились?
– На самом деле очень многое. Основные игроки на рынке остались, но конкуренция между ними возросла, что выступает двигателем прогресса. В итоге клюшки становятся всё легче, а выбор экипировки – шире и заточен под разные цели и задачи. За счет внедрения новых технологий, таких как 3D-сканирование, 3D-печать и умное ПО, очень сильно вырос индивидуальный подход. Сегодня каждый может отсканировать свои стопы и заказать индивидуальные коньки, которые обеспечат идеальную посадку. Анализ с помощью программного обеспечения позволяет рекомендовать клюшку с оптимальными характеристиками или подобрать правильный размер экипировки. Более того, я завел себе помощника, который называется Sparx. Это компактный и полностью автоматический станок для заточки коньков. Кто бы мог подумать, что качественно обслуживать коньки можно прямо в домашних условиях. Все это лишний раз показывает, что хоккей очень технологичный вид спорта.
– Какие тренды сейчас в производстве экипировки?
– Думаю, что можно выделить несколько очевидных. Большое значение стало уделяться защите головы. Почти каждый бренд выпустил продвинутую модель шлема, которую разрабатывали совместно с различными учреждениями, занимающимися изучением травм головного мозга. Если говорить о защитной экипировке, то в данном сегменте выбран курс на активное снижение веса и габаритов. Для достижения этой цели в качестве материала повсеместно используются различные пены, которые практически полностью вытеснили традиционный пластик.
– И какие революционные технологии можно будет ожидать в будущем?
– Технологии развиваются семимильными шагами, и мне кажется, что революцию в хоккейной экипировке можно совершить даже сегодня. Каждый бренд ведет разработки на несколько поколений вперед, но появляется все это часто с некоторой задержкой в силу того, что новые материалы и технологии обычно стоят очень дорого. Поэтому нововведения внедряются постепенно, чтобы не делать обвальным удорожание конечного продукта. Полагаю, что сейчас скорее можно ждать активного развития различных сервисов, направленных на индивидуальный подход к каждому.
– Появляются ли вообще новые компании на рынке?
– Очень сложно представить, что сегодня на хоккейном рынке может появиться новый бренд, предлагающий полный ассортимент экипировки. При этом ее мало выпустить – её необходимо продвинуть рынок, где высочайшая конкуренция. И если с ритейлом это можно провернуть за счет агрессивной ценовой политики и грамотного маркетинга, то профессиональный рынок крайне консервативен и очень неохотно принимает новых игроков. Не стоит забывать, что ведущие бренды имеют то, что не купишь даже за большие деньги – богатую хоккейную историю, авторитет и заслуженную десятилетиями репутацию.
– Как коронавирус повлиял на мир экипировки?
– Какого-то видимого влияния я не заметил. Наверняка внутри компаний были отложены какие-то разработки и тесты, но поскольку все продукты создаются с опережением по времени, то запланированные релизы состоялись вовремя.
– Правда, что даже игроки НХЛ испытывали проблемы с закупкой клюшек из-за эпидемии в Китае?
– Не думаю, что это носило критичный характер. Не будем забывать, что у игроков был их запас, а во время разгара эпидемии клюшки никому особо и не были нужны, поскольку весь мировой хоккей был на паузе. Что там говорить, даже любители были лишены возможности ходить на тренировки.
– Если у российских хоккеистов преимущество за счёт того, что у нас есть отечественный производитель «ЗаряД»?
– Меры безопасности были жёсткими во всем мире и производства везде приостанавливали свою деятельность. Тут большой разницы не вижу, а вот в плане логистики отечественный производитель действительно имеет преимущество.
– Удалось ли протестировать третье поколение клюшек «ЗаряД» и в особенности новые флагманские модели в 390 граммов?
– Это моя больная тема. Из-за всей этой ситуации с коронавирусом и моими обострившимися травмами был нарушен весь план по тестам экипировки, который теперь нужно нагонять. Про третье поколение клюшек «ЗаряД» я много слышал и есть большое желание опробовать в деле их новинки. Характеристики выглядят интересными и конкурентоспособными. Пока могу сказать, что очень понравился новый дизайн, который стал намного более современным и дорогим.
– В августе со дня открытия завода «ЗаряД» прошло четыре года. Как, на ваш взгляд, за это время изменились российские клюшки?
– Если сравнивать первое и второе поколение, которыми я уже успел поиграть, то видно, что была проделана большая работа над улучшением продукта. Хочется верить, что в третьем поколении было сделано не меньше. Положительно сказалось и сотрудничество с подразделением «Росатом» – доступ к новым технологиям и опыту ведущих инженеров страны в области композитных материалов. На мой взгляд, это отличная база для создания клюшек высочайшего уровня.
– Что вы ожидаете на рынке хоккейной экипировки в ближайшие сезоны?
– Мне кажется, что будет внедрено полное сканирование тела и возможность создавать защиту именно по индивидуальным параметрам игрока. Возможно, всё будет происходить прямо в магазинах, где условный нагрудник будет распечатываться прямо на 3D-принтере. Очень хочется надеяться, что технологии, которые доступны сейчас на элитном уровне, будут быстрее внедряться в более массовый ценовой сегмент. Ведь экипировка становится с каждым годом дороже, что может негативно отразиться на массовости спорта. Поэтому очень важно улучшать экипировку как среднего, так и начального уровня.