Борис Александров — олимпийский чемпион Инсбрука-1976. Когда он в 20-летнем возрасте получил золотую медаль Зимних Игр, мало кто сомневался, что это только начало славного пути талантливого форварда в мировом хоккее.
Действительно, играл он долго: лишь в 39 завершил выступления. Однако в олимпийских турнирах больше не участвовал. И так и не состоялся его дебют на чемпионатах мира. Но все же след в истории он успел оставить настолько яркий, что именем Бориса Александрова назван Дворец спорта в его родном Усть-Каменогорске, на котором принимает соперников клуб ВХЛ «Торпедо». Такая честь — большая редкость, сама по себе о многом говорящая.
Издательство «Вече» выпустило более сотни томов серии «100 великих», в которых рассказывается о выдающихся достижениях, событиях, личностях в той или иной сфере человеческой деятельности всех времен и народов. В 2013 году настала очередь «100 великих хоккеистов». Среди выбранных персоналий там оказалось 34 представителя СССР и России. Самый старший из этих игроков и тренеров — Анатолий Тарасов (1918 года рождения), самый младший — Евгений Малкин (1986-й). Из тех, третья цифра года рождения которых – «пятерка», в список вошли пятеро советских и российских хоккеистов: вратарь Владислав Третьяк, защитник Вячеслав Фетисов, нападающие Хельмут Балдерис, Борис Александров и Сергей Макаров.
В середине 70-х прошлого века среди болельщиков безусловно сильнейшего клуба Европы — ЦСКА — Борис Александров уступал по популярности разве что самому Харламову. Свидетельство тому — реакция публики (как сейчас ее помню) при объявлении составов команд. И это при наличии у армейцев множества звезд с обилием мировых титулов!
В ЦСКА Александров перешел после визита в Усть-Каменогорск Константина Локтева — помощника наставника армейского клуба Анатолия Тарасова. И через несколько месяцев он стал известен широкой публике. Произошло это во время первого пробного молодежного чемпионата мира, проходившего на стыке 1973 и 1974 годов в Ленинграде. Матчи транслировались по телевидению, и болельщики разных городов страны обратили внимание на этого форварда с высокой техникой катания, отличным дриблингом и оригинальными финтами, игрока азартного, быстрого, ловкого, превосходно ориентирующегося в сложных ситуациях, правда, порой излишне эмоционального. Он забросил на турнире 6 шайб — второй результат в сборной СССР, одержавшей победы во всех пяти своих матчах.
Точно такой же показатель (5 побед в 5 матчах) продемонстрировала советская сборная и год спустя, на втором подобном соревновании, который на этот раз принимала Канада. К тому времени Борис, вошедший на этот раз в символическую сборную турнира, уже имел прочное место в основном составе ЦСКА, а сезон закончил завоеванием первой из трех своих чемпионских медалей.
Уже следующий сезон начался для него дебютом в главной сборной СССР. Казалось, это было лишь авансом, и тренеры сборной, хотя и рассчитывают на него, но не уже тогда, а в будущем. Во всяком случае, на турнире на Приз газеты «Известия» он не выступал. А то была генеральная репетиция перед олимпийским Инсбруком. 19 игроков из 20, включенных в итоге олимпийский состав, участвовали в известинском турнире. Единственным исключением и стал Александров.
Переломным моментом послужила первая в истории клубная суперсерия на уровне СССР — НХЛ. Стартовала она по ту сторону океана 28 декабря 1975 года матчем «Нью-Йорк Ренджерс» — ЦСКА. Армейцы учинили хозяевам разгром — 7:3, и первую шайбу у них забросил именно Александров, сделав счет 1:1.
Всего на его счету по 3 гола и результативные передачи — второй результат из всех участников серии (а в ходе нее ЦСКА и «Крылья Советов» провели по 4 матча с клубами НХЛ) после Валерия Харламова, который набрал 7 очков (4+3). Особенно яркое впечатление произвел его гол в ворота «Монреаля» в новогоднюю ночь, до сих пор называемый многими специалистами лучшим в истории мирового хоккея. Встреча завершилась вничью — 3:3, и установил этот счет эффектным броском Александров. Подвел Борис голевой итог и в матче с «Бостоном» — 5:2 в пользу ЦСКА.
В результате Александров «с корабля на бал» попал на Олимпиаду десятым, запасным нападающим. Там, правда, участвовал только в трех матчах из шести. Но ведь тогда заявляли всего три звена, а кандидатуры левых крайних форвардов Валерия Харламова, Александра Якушева и Сергея Капустина сомнений не вызывали.
Как бы то ни было, а в трех отведенных ему матчах Борис дважды забил сам и трижды ассистировал партнерам. Да и какие его, как казалось тогда, годы! Все говорило о том, что таких турниров у него будет множество. Но его «лебединой песней» стал Кубок Канады-1976, где тройка Владимир Викулов — Виктор Жлуктов — Борис Александров с 10 заброшенными шайбами стала самой результативной в сборной СССР (у Александрова — 2 гола и 4 передачи). Были еще победы в двух турнирах на Приз «Известий». А чемпионаты мира остались несбыточной мечтой. В том, что Борис не попал туда в 1976-м, трагедии не виделось: все еще, казалось, успеется. Год спустя Александров был верным кандидатом на поездку на мировой форум. Но незадолго до его начала Бориса дисквалифицировали до конца сезона за грубый прием, примененный порой излишне горячим форвардом против спартаковца Валентина Гуреева. Не попал он на первенство и в 1978-м. А в 1979-м Александров уже не выступал за ЦСКА, в котором за 6 чемпионатов страны забивал 89 раз: за нарушение бытовой дисциплины возглавлявший и армейскую команду, и сборную Виктор Тихонов перевел его, выражаясь по-современному, в фарм-клуб — липецкий СКА МВО.
Ему бы унять гордыню, дождаться реабилитации, которой 57 голов в 49 матчах вполне способствовали. Но он спешил вернуться в высшую хоккейную лигу и принял предложение от «Спартака», который возглавлял тогда взявший его в свое время на Олимпиаду Борис Кулагин. В составе красно-белых Александров за три сезона забросил 38 шайб, а однажды вместе с Виктором Шалимовым и Аркадием Рудаковым получил приз для самой результативной тройки чемпионата страны. Но путь в сборную Тихонова был закрыт. И Борис вернулся в Усть-Каменогорск, в «Торпедо». И вместе с ним впервые в истории команды пробился в высшую лигу. Там добавил в свой актив еще 50 голов. А всего в разных лигах забросил за «Торпедо» 409 шайб.
Выступал также за итальянский «Милан», московскую «Алису». Потом еще раз вернулся в «Торпедо», где со временем стал главным тренером. Вершина его тренерской деятельности — выход в четвертьфинал олимпийского турнира в Нагано-1998 во главе сборной Казахстана. Пообщавшись с Борисом Викторовичем незадолго до того события, я не узнал в нем прежнего сорви-голову. Это был степенный, рассудительный специалист. Выяснилось, что он давно бросил курить, употреблять спиртное, Ошибки молодости остались в далеком прошлом. Как знать, каких высот он достиг бы в качестве тренера, не прерви его жизнь 31 июля 2002 года автомобильная катастрофа. Для Казахстана он — хоккейная легенда. Украшает именной свитер Бориса Александрова и своды Ледового дворца ЦСКА.