Интереснейшая методическая работа известных североамериканских тренеров от 2005 года.
Существуют значительные культурные различия между Канадой/США и Европой, когда речь идет о понятии «управление со скамьи» (bench management) или в свободном переводе на русский язык – руководство командой во время матча. Исторически в Европе (в особенности в России) тренеры не вели себя особенно активно во время матча. Исторически самыми главными вопросами были порядок выхода на лед звеньев, пар защитников или пятерок. Иначе было в Канаде, где на льду находились те игроки, которые больше всего годились именно в данной ситуации. Современное понятие «пятерка» вряд ли существует в Канаде. В их словарном запасе его также нет.
Бывший защитник НХЛ и «Тре Крунур» Томми Бергман однажды сказал: «Шведский игрок ожидает, что он будет находиться на льду двадцать минут, если команда играет в 3 пятерки, а канадец ожидает, что он будет играть ноль минут, а то, сколько времени он получит, зависит от его заслуг».
Переход к более активным действиям тренера во время игры.
Между тем, в настоящее время, управление игроками со скамьи отчасти изменилось за последние 15-20 лет. Тенденцией в элитном и взрослом хоккее стало то, что «лучшие» игроки в настоящее время играют больше других, но и до сих пор вовсе не в той степени, как в Северной Америке. В НХЛ лучшие игроки в команде пребывают на льду 25-30 минут за матч.
В шведском хоккее, прежде всего изменилось то, что многие команды специализируются на игре в численном большинстве и меньшинстве. Теперь часто существуют два состава для реализации численного преимущества и два — для успешной игры в меньшинстве. В эти составы входят игроки, которые в наибольшей степени готовы к выполнению этой задачи – следовательно, здесь уже не господствует порядок выхода на лед.
Но действия шведских тренеров во время игры по-прежнему не столь «оживленные», как канадских (при этом неважно, правильно это или ошибочно). Действия канадских тренеров во время игры более активные.
В Канаде действия в большей степени зависят от ситуации
В Швеции основная часть действий тренера состоит в том, чтобы в конце игр «возглавить» команду – таким образом как бы идет в народ. В Канаде игра в большей степени ведется звеном против звена. Выставляется тот игрок своей команды, который выиграет вбрасывание у игрока соперника. Нет никакого «группирования» пятерок. Решающий матч между Канадой и СССР на Кубке Канады в 1987 года является экстремальным примером. Тогда тренер Майк Кинан применил 29 различных расстановок игроков после двух периодов. Это уже некоторая крайность.
Резюме
По-прежнему существуют различия между действиями североамериканских и шведских тренеров во время игры. Но шведский хоккей приближается к той культуре поведения тренеров, которая господствует в Канаде/США. Это было видно в последние 12-15 лет. Между тем в настоящее время менее привычен «обычай» шведских игроков играть матчи при руководстве тренеров в зависимости от ситуации. Многие шведские тренеры считают, что они вносят элемент беспокойства в игру своей команды, когда руководят своей командой не путем обычной смены игроков на льду, а как-либо иначе.
Глобализация хоккея привела и к тому, что канадские тренеры стали учиться у Европы. По крайней мере, это видно по их действиям во время международных турниров.
Ноябрь 2005
Гуннар «Свессе» Свенссон