27 августа исполняется 35 лет со дня гибели Валерия Харламова – одного из величайших игроков в истории отечественного хоккея. Сегодня на его могилу придут все, кто захочет отдать дань памяти Мастеру. Коллеги, друзья, простые болельщики. За 35 лет сменилось несколько поколений игроков, нет страны и сборной, за которые выступал Харламов. Но его игра и сейчас является эталоном, матчи с его участием продолжают пересматривать, о его жизни пишут книги и снимают фильмы. И кажется, что он по-прежнему с нами. В этот день мы вспоминаем несколько историй из жизни Валерия Харламова.
Как Харламов приходил в ЦСКА
Как это часто бывает с великими, в появлении Харламова в хоккее была и воля случая. На просмотр в ЦСКА он шел, не готовясь к нему специально, в основном чтобы составить компанию своим дворовым товарищам. В тот день Борис Кулагин долго никого не мог отобрать. 14-летний Валерий Харламов вышел на лёд последним, и в результате грянула сенсация, тогда еще местного, дворового масштаба: невысокого, не обладающего атлетическим телосложением Харламова единственного взяли в армейскую детско-юношескую школу. Кстати, невысокий рост в тот момент лишь помог Харламову пробиться в хоккей: игроков 1948 года рождения, которым стукнуло 14, в тот год уже не набирали, и будущая звезда ЦСКА вынужден был соврать, что ему 13. Тренеры не усомнились, а жестких проверок и вороха документов, как сейчас, тогда еще не было. Харламов – именно кулагинский игрок, его открытие, и Борис Павлович гордился этим до конца жизни.
Никогда никого не бойся!
Не менее важна в хоккейной судьбе Харламова и фигура Анатолия Тарасова – на тот момент уже известного на весь Союз хоккейного тренера.
Свой первый матч, по иронии судьбы, Харламов играл как раз за 48-й год: у команды мальчишек тогда заболел нападающий из первой пятерки, и на матч со «Спартаком» делегировали Валерия. В тот день произошло сразу две вещи, которые навсегда остались в памяти игрока. Сначала он получил свок первое удаление в жизни. После столкновения с габаритным соперником Харламов отправился на скамейку штрафников. Ему было очень стыдно, что он подвел команду. Однако после матча к нему подошел сам Анатолий Тарасов и сказал: «Молодец, что не испугался. Спасибо за мужество. Никогда никого не бойся!»
«Я был обрадован, горд, восхищен. Сам знаменитый, легендарный Тарасов, несравненный маг хоккея, заметил меня, похвалил за смелость!» — вспоминал Харламов. Мог ли он тогда знать, сколько ему доведётся поработать с Анатолием Владимировичем…
Как получилась та самая великая тройка
После «командировки» (или стажировки) в Чебаркуль Валерий Харламов вернулся в ЦСКА буквально другим человеком: более взрослым, более целеустремленным. И, к тому же, в прекрасном расположении духа, с избытком сил, с избытком желания доказать, что именно здесь, в лучшей команде страны его место.
23 марта 1968 года ЦСКА играл с воскресенским «Химиком». В концовке встречи Анатолий Тарасов принял решение заменить уже уставшего Вениамина Александрова и поставить вместо него в тройку к Петрову и Михайлову Валерия Харламова. Но это был лишь эпизод. До конца чемпионата Харламов выходил на подмену в других тройках и дважды отличился. В том же 1968 году, выступая на турнире приз «Известий» за вторую сборную, тройка Михайлов – Петров – Харламов забила канадцам четырежды. По итогам того сезона звено, имевшее всего 15 недель от роду, поехало на чемпионат мира в Стокгольме.
Не давать допинга канадцам
В Суперсерии-1972 советская сборная провела по четыре матча в Канаде и дома. Так вышло, что из-за травмы третий домашний матч Валерий Харламов был вынужден пропустить. «Кленовые листья» победили в той игре и сравнялись перед восьмой встречей со сборной СССР по числу побед, так что заключительный матч был и решающим.
Не должен был играть Харламов и в восьмой встрече: травма все еще давала о себе знать. Тогда у него состоялся разговор с Борисом Кулагиным, тренировавшим на тот момент сборную вместе с Всеволодом Бобровым. Тренер спросил Валерия, обрадовался ли бы «Спартак», если бы узнал, что в матче против него не будет играть Харламов или Третьяк. Получив утвердительный ответ, Борис Павлович предложил не давать канадцам такого эмоционального допинга, как неучастие Харламова в решающем матче. «Сыграешь вполсилы, и то будет хорошо. Осторожненько катайся, на столкновения не иди… Пойми мое положение, сегодня нужно твое имя…» — говорил тогда Кулагин. И Харламов сыграл.
Если так хочется – пейте на моей даче…
После неудач сборной под руководством Бориса Кулагина, в 1977 году на его место заступил Виктор Васильевич Тихонов. Кулагин не старался держать своих игроков в ежовых рукавицах. Какие-то проступки и нарушения режима могли сойти с рук. В этом плане Тихонов оказался более жестким руководителем. Однажды он собирался снять Харламова с Васильевым с игры против Чехословакии за гулянку прошлым вечером. Тихонов был очень зол на хоккеистов, но партнеры их отстояли. В результате Харламов забросил две шайбы, Васильев отдал пас, а сборная выиграла.
После этого Тихонов шутя предлагал в виде исключения разрешить этим двум хоккеистам выпивать. А председатель спорткомитета Сергей Павлов подошёл в ним и предложил… ключи от своей дачи. Министр предложил при желании пить там, но на сборах — ни-ни, чтобы не расхолаживать коллектив. Харламов и Васильев от предложения отказались.
ДОСЬЕ
Валерий Борисович Харламов (14 января 1948 – 27 августа 1981)
Заслуженный мастер спорта СССР, член Зала славы ИИХФ, член Зала славы НХЛ, включён в символическую сборную столетия ИИХФ.
Карьера игрока: «Звезда» (Чебаркуль) – 1967-68; ЦСКА (Москва) – 1967-81; сборная СССР – 1969-81.
Достижения: двукратный олимпийский чемпион, 8-кратный чемпион мира, 11-кратный чемпион СССР, пятикратный обладатель Кубка СССР, обладатель Кубка вызова-1979.
Государственные награды: два Ордена Трудового Красного знамени, кавалер Ордена «Знак почёта», медаль «За трудовую доблесть».