Или рассказ о том, почему патриотизм все-таки рано списывать со счетов.
Мы с вами живем в довольно странное время, когда слова «патриот» и «патриотизм» считаются скорее уничижительными, чем позитивными характеристиками. В голове среднестатистического человека, который сегодня бОльшую часть информационного «рациона» получает из интернета, при упоминании этих слов будут рождаться до крайности угрюмые (с его точки зрения) ассоциации вроде духовных скреп, футболок с Путиным, лозунга «Крымнаш!» и т.д.
Но справедливо ли это? Люди, достигшие более высокого уровня просветления в данном вопросе, говорят, что подлинный патриотизм проявляет себя совсем не в этом, а в умении каждодневно трудиться на благо своей Родины, даже если твой труд кажется мелким и незначительным. Грубо говоря, покрасить старую потрескавшуюся скамейку возле своего дома – это гораздо более патриотично, чем размахивать флагом на провластном митинге.
Такая точка зрения еще называется «теорией малых дел». И с ее адептами сложно спорить, ведь подобные измышления кажутся самоочевидными: если все начнут делать что-нибудь лучше – всем действительно станет лучше. Однако, как и любое самоочевидное умозаключение, на поверку эта теория оказывается однобокой и даже в некоторой степени наивной.
Люди, замученные перманентными рутинными заботами, неспособны взять и в два счета выработать в себе привычку к совершению «маленьких подвигов» на постоянной основе. Им обязательно нужен кто-то, кто их сподвигнет и сорганизует. И желательно, сорганизует не просто к покраске скамеек, а к каким-то серьезным и крупномасштабным делам: созданию новых бизнесов и предприятий.
Роль личности в истории
И вот здесь на арену должны выходить люди, способные взять на себя бремя лидерства. В условиях современной рыночной экономики это, как нетрудно догадаться, люди при деньгах. Именно они и должны проявлять патриотизм для того, чтобы он был по-настоящему продуктивным.
В нашей стране одна из обширнейших категорий таких людей – профессиональные спортсмены. Но, к большому сожалению, чаще всего они вкладывают деньги в открытие бизнеса за рубежом, где живут и работают. Например, прославленный хоккеист Игорь Ларионов открыл винный завод в Калифорнии, футболист Владислав Радимов занимался аналогичным бизнесом в Испании, его коллеги Александр Точилин и Сергей Овчинников вкладывались в недвижимость в Арабских Эмиратах и Португалии соответственно.
Впрочем, не стоит всех грести под одну гребенку, и бывают ситуации, когда спортсмены, окончившие свою карьеру или даже ее продолжающие, начинали предпринимательство в России. Так поступали футболисты Андрей Аршавин и Сергей Семак, хоккеист Максим Сушинский, фигурист Антон Сихарулидзе. Но и в этом случае их предприятия оказывались, что называется, «далекими от народа»: фешенебельные рестораны, салоны элитных авто и даже нефтеперерабатывающие заводы – вряд ли такие вложения можно назвать способствующими настоящему развитию страны (по крайней мере, если мы руководствуемся критерием влияния подобных предприятий на широкие народные массы).
Но теперь ситуация, похоже, начала меняться к лучшему. И в роли пионера «патриотического» спортивного бизнеса в России выступил Данис Зарипов, хоккеист магнитогорского «Металлурга», трехкратный чемпион мира и единственный четырехкратный обладатель Кубка Гагарина. О его проекте «ЗаряД» – первом в России заводе по производству клюшек – наверняка слышали все, кто мало-мальски интересуется хоккеем.
Пять причин
Почему Данис решил взяться за это дело? Здесь сошлось несколько факторов: с одной стороны, Зарипову не нравилось, что в одной из крупнейших хоккейных держав никогда не производили главного снаряда для этой игры и даже наши самые великие игроки из советского прошлого пользовались клюшками западного производства. С другой стороны, к этому решению его подтолкнули известные политические события и общий курс на импортозамещение, взятый российским руководством. В общем, «когда, если не сейчас» – наверное, так можно описать основной принцип, благодаря которому появился этот завод.
Расположен завод хоккейных клюшек «ЗаряД» в Татарстане, в городе Набережные Челны. В выборе места для его расположения также сошлись несколько причин. Во-первых, Данис хотел отдать дань уважения Татарстану как своей малой родине (Зарипов – выходец из татарского села Дюм-Дюм в Елабужском районе Республики Татарстан) и как месту, где он провел самый длительный и продуктивный период своей карьеры, играя за казанский «Ак Барс». Во-вторых, это было целесообразно, исходя из элементарных бизнес-раскладов: руководители РТ уделяют повышенное внимание развитию предпринимательства, давая бизнесменам множество льгот и не чиня излишних бюрократических препятствий. Более того, недавно именно в Набережных Челнах была создана Территория опережающего развития, и сейчас компания «ЗаряД» готовит необходимые документы, чтобы стать ее резидентом.
Непосредственным управлением завода «ЗаряД» занимается друг Даниса, также в прошлом известный хоккеист, Иван Савин. Уже сегодня завод активно выпускает клюшки, и они постепенно начинают пользоваться немалым спросом, несмотря на то, что официальное открытие завода еще не состоялось. При этом в сети уже полным-полно восторженных отзывов о клюшках «ЗаряД».
Ключи к дверям успеха
В чем же секрет столь быстрого и убедительного успеха клюшек «ЗаряД» у потребителей? На наш взгляд, все дело в их уникальности. И в умении компании-производителя железно придерживаться изначально выбранного курса развития.
Что под этим имеется в виду? Давайте разбираться.
Бескомпромиссное импортозамещение
Этим словом россиянам успели набить оскомину. Реакция на него в духе «О, очередные проедатели бюджетных денег!» давно стала у наших людей условным рефлексом. Однако в случае с «ЗаряДом» она несправедлива – результаты зариповского импортозамещения мы уже можем видеть во всей красе на полках спортивных магазинов, убеждаясь в его действенности и большом финансовом и качественном потенциале.
На этих самых полках клюшки «ЗаряД» смогли потеснить гигантов индустрии: Reebok, Easton, Bauer, CCM и Warrior – компании, имеющие огромный опыт продаж и далеко не вчера сложившуюся клиентскую базу. Какие доказательства серьезности намерений команды «ЗаряДа» могут быть более весомыми?
Кроме того, в случае с «ЗаряДом» импортозамещение идет не только на уровне конечного продукта. Оно работает на всех этапах производства. При изготовлении клюшек используются исключительно российские материалы и российские технологии, включая разработки, позаимствованные в аэрокосмической отрасли.
Таким образом, «ЗаряДовцы», во-первых, «импортозамещают» сами по себе и, во-вторых, помогают в этом нелегком деле представителям других компаний и отраслей промышленности, в частности, научным центрам, занимающимся изучением и модернизацией композитных материалов.
Рыночные принципы – святое
Как уже говорилось выше, клюшки «ЗаряД» за короткий срок успели получить массу положительных отзывов. На чем заостряют свое внимание покупатели? Да на всем: безупречном качестве, легкости, удобстве, улучшенном контроле шайбы и моментальном отклике на любое движение рук.
Что это значит? Это значит, что команда «ЗаряДа» хорошо понимает основной рыночный принцип: нельзя выходить на рынок, не будучи уверенным в том, что твой продукт ни на йоту не уступает конкурентам. С клюшками «ЗаряД» все именно так: взяв в руку одну из них, вы не заметите никаких «проседаний» по качеству по сравнению с изделиями зарубежных компаний, причем это касается всех параметров, важных для хоккейных клюшек.
Хорошо понимают «ЗаряДовцы» и другую базовую рыночную истину: хочешь, чтобы твою продукцию покупали больше – уменьшай цену. Тем более что и все возможности для этого есть: предприятие находится на территории России, а значит транспортно-логистические расходы для него ниже, чем для конкурирующих компаний. Как итог, «ЗаряД» предоставляет своим клиентам клюшки по цене на 20% меньше, чем в среднем по рынку.
К тому же это позволяет «ЗаряДовцам» активно бороться с контрафактной продукцией, также в изобилии представленной на полках российских магазинов. Ведь чаще всего она, маскируясь под известные бренды, не уступает им и по стоимости. А зачем покупать сомнительный товар втридорога, если можно купить что-то надежное по гораздо более доступной цене?
При этом за надежность самих клюшек «ЗаряД» беспокоиться не приходится в принципе: за нее, помимо вышеперечисленных факторов, отвечает и специальная технология нанесения отдельных идентификационных номеров на каждую клюшку. Подделать продукцию российского завода попросту невозможно.
От хоккеистов для хоккеистов
Еще одним важнейшим фактором успеха клюшек «ЗаряД» является участие в их разработке профессиональных российских хоккеистов и экспертов. Причем речь идет не о ком-нибудь, а о звездах КХЛ: как ныне играющих, так и мастерах прошлых лет. В разработке продукции участвовали Алексей Морозов, Илья Ковальчук, Сергей Мозякин, Евгений Медведев и, разумеется, сам Данис Зарипов. В их честь названы именные загибы клюшек «ЗаряД».
Эти же люди производили последующую проверку и оценку получившегося продукта. И остались довольны. А если довольны Ковальчук и Зарипов, то какие еще нужны рекомендации? Наиболее точно на эту тему высказался директор производства Иван Савин: “Если мы смогли сделать клюшку для Даниса Зарипова, то сможем сделать ее и для вас».
Российский хоккейный стиль
Но самое главное, клюшки «ЗаряД» – это клюшки, разработанные специально для игры в Российском хоккейном стиле: для быстрых перепасовок, импровизаций, обводок и нестандартных ходов. Для той игры, в которую играли наши самые выдающиеся мастера: Харламов, Фирсов, Мальцев, Фетисов, Ларионов, Буре, Федоров, Морозов, Зарипов и Ковальчук.
Недаром и названия конкретным моделям клюшек даются сугубо российские и сугубо боевые: АК 47, С 400, Катюша… Думается, такой пафос в данном случае вполне оправдан: эти клюшки еще обязательно послужат нашим хоккеистам как средство добычи побед на внутренней и международной арене.
Словом, Россия всегда могла гордиться своими военными, космическими и спортивными достижениями. Надеемся, Данису Зарипову удастся вписать еще один пункт в обширный список того, чем могут гордиться наши соотечественники.
Возвращаясь к вопросу патриотизма
И здесь следует вернуться к тому, с чего мы начали. Всегда ли модные нынче слова «патриотизм», «импортозамещение», «поддержка отечественного производителя» – это только красивая ширма, за которой ничего не кроется? Нет. Во многих случаях, когда за дело берутся предприимчивые люди, глубоко понимающие их подлинный смысл, эти слова получают столь же подлинное, деятельное содержание. И проект Даниса Зарипова «ЗаряД» – как раз один из таких случаев, что уже было доказано делом.
Поэтому при разговоре о данном проекте мы можем смело, не беспокоясь о каких-то ненужных ассоциациях и дополнительных смыслах, с чистой совестью сказать: «Будьте патриотами. Поддерживайте отечественного производителя. Покупайте клюшки «ЗаряД»!