Памяти Всеволода Боброва

9 лет назад в Москве состоялся матч легенд

04.12.2015 Комментарии к записи КХЛ. Профессору — 55 отключены РХС

КХЛ. Профессору — 55

Игорю Ларионову, одному из самых ярких нападающих в истории мирового хоккея, прославившему наш стиль в НХЛ, исполнилось 55 лет.

Неслучайно в 2008 году Ларионова включили в Залы славы в Торонто и ИИХФ.

Сейчас можно сколько угодно спорить о том, узнал бы мир великого мастера, не прими Игорь весной 1981 года приглашение в ЦСКА. Его карьера в родном Воскресенске складывалась головокружительно.

В 17 лет он дебютировал в «Химике». Мудрый тренер Юрий Иванович Морозов сразу разглядел в юноше искру божью, поставил его в звено к одному из лидеров команды Владимиру Лаврентьеву. В шести матчах чемпиората-1977/78 юниор набрал 3 (3+0) очка, а первую шайбу на высшем уровне забил вратарю «Крыльев Советов» Владимиру Мышкину, которого через год узнает вся НХЛ.

Дважды подряд Ларионов побеждает на молодежном чемпионате мира, причем в 1980 году вместе с будущим партнером по знаменитому звену КЛМ Владимиром Крутовым попадает в сборную звезд турнира.
С Крутовым Игорь познакомился еще в юниорской сборной, а с Алексеем Касатоновым – на молодежном чемпионате мира-1979 в Швеции, где наша команда выиграла золотые медали.

Однако путь в главную команду страны, к регалиям и званиям лежал в ту пору через ЦСКА. Ларионову же не хотелось служить в армии, его кумиром был спартаковец Владимир Шадрин. Однако старший брат Евгений, который привел Игоря в хоккей, убедил его сделать столь важный для карьеры шаг.

— Когда Ларс пришел в ЦСКА, все диву давались – как может этот субтильный парнишка играть в чемпионской команде и в сборной, да еще в центре нападения, — вспоминал защитник-универсал Ирек Гимаев. – Игорь ведь не был грудой мускулов. Но он – голова, большая умница. Не зря его называли Профессор. Ларионов доказал, что в хоккее можно побеждать умом, а не только за счет ног и габаритов.
Наставник ЦСКА и сборной Виктор Тихонов, непревзойденный конструктор великих звеньев, заранее знал место Ларионова – с Сергеем Макаровым и Владимиром Крутовым. Однако в сборной Игорь дебютировал с Макаровым и Харламовым, заменившим травмированного Крутова. 12 августа 1981 года в Стокгольме в рамках турнира на призы газеты «Руде Право» и одновременно выставочной сессии Кубка Канады наши победили шведов — 2:1. А через два дня Ларионов забросил за сборную первые две шайбы.

Впрочем, новое звено без Крутова выглядело не так мощно, как хотели тренеры. И все-таки к турниру в Канаде Владимир восстановился.

3 сентября в Виннипеге звено Ларионова выстрелило, забив тем же шведам два гола из шести. А 5 сентября – столько же американцам, мечтавшим после Лейк-Плэсида-1980 о новом «Чуде на льду». Чуда не случилось, сборная СССР взяла убедительный реванш за олимпийскую осечку, причем не у сборной студентов, а в основном у профессионалов из НХЛ. Ларионов и Крутов забили по голу.

Огорчил Игорь и канадцев, забросив в двух матчах турнира в их ворота три шайбы. В историческом финале, завершившемся разгромом хозяев 8:1, он открыл счет.

Удивительно, но какое-то время Ларионов оставался в тени своих партнеров по звену. Только на чемпионате мира-1983 в Германии его включили в сборную звезд, вместе с Макаровым, Крутовым, Фетисовым и Касатоновым.

Потом были победы на двух Олимпиадах. В сезоне-1987/88 Ларионова назвали лучшим хоккеистом СССР.

— Его невозможно было поймать на корпус, — вспоминал капитан «Красной машины» Вячеслав Фетисов. – Игорь тонко чувствовал дистанцию и не подпускал к себе соперников.

В ЦСКА и сборной с первых дней Ларионов стал своим. Его уважали, к нему прислушивались. По всем вопросам он имел оригинальное мнение. При этом никогда не переходил грань. Настоящий интеллигент. Даже шайбу однажды в судью запустил деликатно – низом, в коньки, дабы не нанести травму, за что, впрочем, получил «десятку» штрафа.

Кто бы мог подумать, что в НХЛ именно Ларионов сможет адаптироваться лучше многих других наших звезд. За океаном он до сих пользуется популярностью, его авторитет непререкаем.

Жаль, что его не пригласили в олимпийский Нагано-1998, где сборная России в финале уступила Доминику Гашеку, Яромиру Ягру и Ко — 0:1.

— Напрасно нас не позвали, мы ведь со Славой Фетисовым знали, как победить чехов, — с горечью сказал Ларионов.

Но через четыре года Игорь надел олимпийскую форму — в сборной под руководством своего друга и бывшего партнера Фетисова. В Солт-Лейк-Сити ему доверили капитанскую нашивку. Игорь выходил в четвертом звене вместе со своим наследником Павлом Дацюком.

Та бронза стала не последней наградой в богатейшей коллекции Ларионова. Спустя несколько месяцев он с «Детройтом» в третий раз завоевал Кубок Стэнли. Передав чемпионскую эстафету Дацюку.

Источник

Комментарии закрыты.

Добавить комментарий
856