Армия «ЗаряДа»: Александр Кирпичников

КХЛ 2017/18: надежды и мечты

09.08.2017 Комментарии к записи «Хоккей – удел рабочего класса. Чем больше детей из простых семьей, тем лучше» отключены Избранное, Интервью

«Хоккей – удел рабочего класса. Чем больше детей из простых семьей, тем лучше»

RussianHockeyStyle.Ru побывал на семинаре Заслуженного тренера России Рафаила Ишматова. 

Рафаил Ишматов – мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, экс-главный тренер «Салавата Юлаева», СКА и молодежной сборной России, с 2006 года преподает в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, кандидат педагогических наук, доцент.

— Молодые тренеры есть. Но для такой страны, как Россия, их недостаточно. И это упущение в руководстве федерации и в отделениях на местах. Катастрофически не хватает семинаров для начинающих тренеров. Раньше они были по четыре раза в год и все в разных городах, и молодых специалистов вдохновляло общение с корифеями. Сейчас каждый варится в своем соку и работает по методу тыка.

Конкуренции практически нет. Игроки после окончания карьеры не хотят становиться тренерами. Почему? Они сейчас стали богаче, чем мы, да и понимают, что это адский труд. Поэтому в тренеры сейчас идут не мастера, а подмастерья.

В наше время тренер был просто тренер. Сейчас – педагог, психолог, а потом только тренер. Для того чтобы работать с родителями, надо знать больше, чем они, включая педагогику, психологию и физиологию. Бороться с ними можно только за счёт своих знаний. Тренера меньшей квалификации и образования родители просто «съедают».

Раньше председатель клуба и главный тренер вдвоем определяли всю политику. Потом в иерархии следовали игроки, болельщики и СМИ. А что стало после 2004 года? Впереди тренера теперь президент, генеральный директор, генеральный менеджер и игроки, а снизу его ещё давят болельщики и СМИ. Сложно выжить в такой ситуации. Но выживают сильнейшие.

Хоккей – это удел рабочего класса. Чем больше детей из простых семьей, тем лучше. У них больше ответственности и рвения. А сейчас в хоккей пришли дети предпринимателей, которые считают, что если они заплатили деньги, то их ребёнок сразу же станет профессиональным игроком. Но родители не понимают, что заиграть дано не всем. В Уфе в свое время мы специально закупали форму для малоимущих талантливых ребят. Команды мастеров обязательно должны помогать школам с амуницией. А сейчас ведь получается, те, кто хотят играть в хоккей, не имеют на это возможности.

Когда я начинал играть в команде «Восход» трубопрокатного завода, у нас не было ни одного ребёнка начальника цеха или директора. А сейчас эти родители хотят взять хоккей в свои руки и определять всю игру.

С родителями работать очень сложно. Сегодня, прежде всего, не ребёнок хочет играть в хоккей, а папа или мама. К этому надо быть готовым. Сейчас спрашивают: «В каком звене будет играть мой сын? Мне нужно только первое и второе». Но разве место в звене определяет уровень игры? Раньше если отдал на пустые ворота, это ценилось больше, чем гол. А теперь важны только заброшенные шайбы. Поэтому комбинационной игры и нет.

Зачем отдавать в хоккей ребенка в 5 лет? Тренер с ума сойдет с этими младенцами, у которых соска ещё во рту и они не знают, что делать. Поэтому должны быть подготовительные группы, созданные специальным отделом при министерстве спорта. Мы заливаем лёд во дворе три раза в неделю и отправляем на один район двух тренеров, которые обучают, смотрят, отбирают. Летом то же самое – три раза в неделю подвижные игры.

К сожалению, сейчас нет «улицы». Наше поколение получило развитие физических данных именно в играх на улице. А хоккей – очень трудоемкий вид спорта. Родители не понимают, что стоять на коньках на самом деле очень тяжело. Например, в Финляндии и Швеции очень развито физкультурное движение. Хоккей у них даже в школе как часть физкультуры, и никто из родителей с ним так не носится.

У нас ведь результат всегда ставится во главу угла. На Западе проиграли – ничего страшного, завтра выиграем. А мы как выиграли войну в 1945-м, так она будто продолжается. И никто эту политику «результат любой ценой» никак не прекратит.

В итоге мы, образно говоря, готовим бандитов. Дайте детям доучиться! 1999 год рождения окончил спортивную школу в прошлом году, а общеобразовательную оканчивает только сейчас. Ребята остаются брошенные, большинство выходит на улицу. Это нонсенс, за такое расстреливать нужно! Сейчас выпустился 2000 г.р. – они при клубах, а соревнований нет. А им ведь ещё учиться в 11-м классе!

Кроме того, финалы первенства России проводятся вне каникулярного времени. Это преступление! В СССР такие соревнования всегда делали в каникулы.

К тому же, очень много матчей в МХЛ – по 70 за сезон. Сейчас игры преобладают над тренировочным процессом. Сейчас парень играет и не получает удовлетворения – потому что его ещё ничему не научили. Сначала надо подготовить хоккеиста, а потом уже отправлять его играть.

МХЛ Б я бы убрал вообще и поставил вместо неё Студенческую лигу. Парень учился бы в институте, если не получится из него хоккеист – станет судьей или тренером.

Нужно вернуть в КХЛ лимит на молодежь. Всё равно в хоккей играют две пятерки, а третья-четвертая подносят снаряды. При Александре Стеблине в ФХР в команде должно было быть по два игрока до 20 лет и по три до 18 лет. Да, искусственный подход, но это правильное решение.

Зачем команде по четыре пятерки одинаковых игроков? В СКА сейчас пять звеньев. Никто в таких условиях расти не будет. Да и управлять таким коллективом только Виктор Васильевич Тихонов был способен. В этой ситуации надо отдавать хоккеиста в другую команду. Он разовьется лучше, если будет чувствовать себя лидером. Но у нас хотят выиграть всё, поэтому приказ – никому ничего не давать. При СССР в ЦСКА так было – чем больше народу соберешь, чем лучше.

В КХЛ так и не получается сделать профессиональные клубы. И я считаю, что лига должна была выбрать другой путь. Почему ребята уезжают за океан и там теряются? В КХЛ не дают играть. Если бы был шанс в команде мастеров, они бы остались.

90-е годы нанесли большой ущерб нашему хоккею – повлияли на рождаемость и на уровень мышления родителей. Думаю, что ситуация скоро выправится. Но нужно направление, которое пока никто не даёт. А должны были бы дать министерство спорта и Федерация хоккея. Сейчас некому делать программу хоккея. Люди, которые на это были способны, уже ушли.

Когда есть талантливые игроки – хоккей один. Если их не хватает, тренеру приходиться что-то придумывать и играть в совсем другой хоккей. Конкуренции сейчас практически нет. Поэтому Канада и США могут сделать три сборных, а мы – только одну.

Великий канцлер Отто фон Бисмарк сказал: «Войны выигрывают школьные учителя». В хоккее то же самое. Как воспитал, как научил, какие чувства привил в детстве – так и будет во взрослой жизни.

Другие тексты из серии «Как воспитать игрока в российском хоккейном стиле»:

«В первую очередь тренер должен воспитывать не хоккеиста, а человека»

«Современный тренер бы сказал Фетисову: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину!»

«Нашим вратарям не хватает рекламы»

 «За океан нужно ехать уже сложившимся игроком»

Комментарии закрыты.

Добавить комментарий
854